Анжела Шульга
Применение нейропсихологических приемов для общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Сегодня я хочу рассказать о применении нейропсихологических приемов для общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 2
Публикация «Применение нейропсихологических приемов для общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных учреждениях с различными нарушениями развития и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Такие дети нуждаются в специализированной помощи. Поиск методов коррекции, является актуальной проблемой современной педагогики, психологии и дефектологии.
Слайд 3
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых сегодня мы поговорим, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии.
Слайд 4
Известно, что все функции деятельности нашего организма осуществляются деятельностью мозга, корой и подкорковыми структурами. В свою очередь эти структуры развиваются неравномерно. Нейропсихологическая диагностика позволяет определить не только локализацию поражений, но и этап, до которого созрели эти структуры, что позволяет вести ребенка по типу замещающего онтогенеза, т. е. пройти с помощью коррекционных упражнений тот путь, который ребенок с нормой проходит естественным путем. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.
Слайд 5
В связи с этим необходимо знать стадии созревания мозга в норме.
1 стадия – анатомогенез – формирование нервной клетки.
2 стадия – морфогенез – клетка приобретает структуру для выполнения определенной функции.
3 стадия – функциогенез – при получении сигнала из вне, клетка начинает выполнять свою функцию.
4 стадия – системогенез – когда между всеми структурами, блоками и зонами мозга устанавливаются нервные связи.
Воздействие патогенных факторов может произойти на любой из этих стадий, как в период внутриутробного развития, так и в процессе родов, и в период раннего развития.
Слайд 6
Нейропсихологический подход позволяет определить механизмы дизонтогенеза и нарушения функций ЦНС, и дает возможность своевременно подобрать коррекционную программу для преодоления нарушений.
Слайд 7
Существует множество разработанных комплексов нейропсихологических программ. Хочу представить вашему вниманию программу нейропсихологического сопровождения развития детей разработанной В. С. Калгановой и Е. В. Пивоваровой, которая включает в себя: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения двигательного репертуара: растяжки, скручивание, перекатывание; сочетание дыхательных и двигательных упражнений, развитие пространственных представлений.
Слайд 8
Существуют правила проведения комплексов: упражнения необходимо проводить ежедневно от простого к сложному, по специально разработанным комплексам. Занятий по одному комплексу составляет две недели. Проводятся утром, без пропусков. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Все упражнения проводятся с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Как было сказано, комплексов большое количество и некоторые упражнения из них мы выполним.
Слайд 9
1. Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Ухо – нос»
Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».
Слайд 10
Упражнение «Колечко».
Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Слайд 11
2. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажимов и гипертонуса.
Упражнение «Дерево».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Слайд 12
Упражнение «Тряпичная кукла и солдат».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
Слайд 13
3. Глазодвигательные упражнения.
Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
Упражнение «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
Слайд 14
4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Развиваются межполушарные связи, память, внимание, восприятие, мышление, воображение.
Упражнение «Кулак — ребро — ладонь».
Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз.
Слайд 15
Упражнение «Зеркальное рисование».
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально -симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Слайд 16
5. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др., развитие саморегуляции.
Упражнение «Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.
Слайд 17
6. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Упражнение «Сороконожка».
Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».
Слайд 18
7. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Упражнение «Снежная баба».
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
Слайд 19
Таким образом, применение данного метода позволяет:
Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.
Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения после этого обучать дошкольников.
Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.
Есть ограничения. Дети с эпилептической готовностью, дети с психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.
Слайд 20
Спасибо за внимание!