Мария Федюкова
Применение нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Мария Александровна Федюкова
Инструктор по физической культуре
Аннотация. В данной статье описывается использование нейроигр и нейрогимнастических упражнений на занятиях по физической культуре в ДОУ. Обосновывается важность влияния данных игр и упражнений на организм дошкольника.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Старшая группа
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Ключевые слова: нейрогимнастика, нейроигры, кинезиологические упражнения, нейродинамические упражнения, нейропластичность, мелкая моторика, координация, ловкость, память, тяжелые нарушения речи, физкультурно - оздоровительная работа.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В связи с этим инструктор по физической культуре должен знать и использовать в своей практике современные методы и формы физкультурно - оздоровительной работы для того, чтобы организовывать занятия с детьми более качественно и увлекательно.
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, особенно с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Задержка речевого развития приводит к задержке психического развития, к отставанию в двигательной сфере, недоразвитию моторики, неуверенности в выполнении упражнений, затрудняет познавательную деятельность, ухудшает психоэмоциональное состояние.
У детей с ТНР при выполнении физических упражнений наблюдается нарушение координации движений рук и ног, отсутствует плавность и четкость, нарушена ритмическая структура движения, общая и мелкая моторика, рассеянно внимание, дети не могут создать образ упражнения, а также наблюдаются отставания в показателях основных физических качеств : силы, скорости, ловкости.
Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Научные труды JI.C. Выготского, М. М. Кольцовой и других отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о первостепенной роли движения в становлении психических функций ребенка.
Учитывая особенности психофизического и речевого развития ребёнка с ТНР, мы пришли к выводу необходимости включения в традиционные занятия элементов нейрогимнастики или подвижных и малоподвижных нейроигр.
Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям [1, c. 82]. Она представляет собой комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
Использование нейроигр и упражнений активизирует весь организм дошкольника, стимулирует функции мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и эмоционально-поведенческой сферы ребенка, локомоторных движений, координационных способностей, что очень важно для детей с ТНР. В связи с этим нами была разработана целая картотека нейроигр и упражнений.
Цель работы - развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи, которые в последствии благотворно окажут влияние на физическое развитие детей.
Работа с использованием нейроигр и упражнений построена на принципах: от простого сложному, постепенности, оптимального уровня сложности отдельно для каждого ребенка, систематичности и др. [2, c. 22].
Также стоит отметить, что рассматриваемый прием может быть включен в любую часть занятия : вводную, основную или заключительную.
Приведем несколько примеров использования нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре :
1. В водной части занятия возможно применение ходьбы с заданием на каждый шаг, например, левая нога на носок, правая - на пятку.
2. В основной части возможно использование:
- кинезиологических упражнений при проведении ОРУ, т. е. выполнение упражнения в сопровождении со стихами;
- игровых заданий, например, «Ножки и ладошки». Ребенок должен целенаправленно выполнить по образцу задание. Эта игра способствует развитию ориентировки ребенка в пространстве, что способствует межполушарному взаимодействию. Также игра направлена на развитие координации, зрительного восприятия и внимания;
- упражнений в основных движениях, например, «Ассоциации» при выполнении перебрасывания мяча друг другу дошкольники должны назвать ассоциацию, например, один говорит «небо», а другой отвечает «облако» и бросает мяч обратно. Это упражнение направлено на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также упражнения улучшают концентрацию и распределение внимания [3, c. 101].
3. В заключительной части занятия можно использовать нейроигры малоподвижные «Мотальщики», «Лабиринт», «Замыкая круг» или кинезиологические упражнения «кулак – ладонь», «блинчики», «ухо-нос» и т. д. [4, c. 89].
В результате применения нейроигр и упражнений в процессе занятий у детей стала отмечаться положительная динамика: стабилизировалась работа вестибулярной системы, улучшилась зрительно-моторная координация, дети стали чувствовать своё тело и лучше ориентироваться в пространстве, расширилось зрительно-оптическое поле, улучшились показатели моторной ловкости, мелкой и крупной моторики, появились самоконтроль и саморегуляция.
Таким образом, использование системы оригинальных упражнений и нейроигр на занятиях по физической культуре помогает целостно развивать психофизическое здоровье детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Гончарова, К., Черткова, А. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. – Изд-во Феникс, 2020. – 47 с.
2. Зайцев, Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001 – 157 с.
3. Марычева, О. И., Габараева, К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 162 с.
4. Методические рекомендации по физкультурно - оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии; под ред. - М. : Советский спорт, 2001. - 152 с.
5. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: Изд – во «Феникс», 2019 – 110 с.