Ксения Ковалькова
Применение мнемотаблиц для повышения уровня связной речи у детей дошкольного возраста по заучиванию стихотворений
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотаблицами называются специальные схемы, которые состоят из расположенных в последовательном порядке символов и изображений, где зашифровано содержание текста, например, стихотворения или рассказа.
С помощью таких мнемотаблиц дошкольник может воспринимать информацию как на слух, так и с помощью визуальных образов. Для облегчения процесса запоминания служат дополнительные ассоциации, которые способствуют произведению выученного текста.
Публикация «Применение мнемотаблиц для повышения уровня связной речи у детей дошкольного возраста по заучиванию стихотворений» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Наиболее часто мнемотаблицы применяются для того, чтобы выучить стихотворение, научить пересказу текста, составлению различных типов рассказов, в том числе для запоминания разных последовательностей, алгоритмов и правил.
Ознакомление с мнемотехникой наиболее оптимально проводить с дошкольниками в несколько этапов, исходя из принципа от простого к сложному.
• Мнемоквадратом называется специальная карточка с предметами, схематично нарисованными на ней в виде конкретных предметов, явлений или действий, где зашифровано одно слово;
• Мнемодорожкой называется сочетание ряда линейно расположенных мнемоквадратов, с помощью которых можно сформировать отдельную фразу или предложение;
• Мнемотаблица является более сложной конструкцией, состоящей из нескольких мнемоквадратов, которая содержит большой объем запоминаемой информации.
От возраста дошкольника и от его индивидуальных способностей зависит число мнемоквадратов, из которых составляется дорожка или таблица.
Таким образом, если с 3 до 5 лет подходят для обучения схемы, состоящие из 4-8 клеток, то старшие дошкольники 5-7 лет могут уже воспринимать таблицы от 8 до 16 квадратов.
Наиболее эффективными мнемотаблицы считаются для разучивания дошкольниками стихотворений. Применение опорных рисунков в процессе обучения заучиванию стихотворений является увлекательным для детей и носит форму игровой деятельности. В период дошкольного возраста у детей преобладающей является наглядно-образная память, а запоминание является непроизвольным. Таким образом, зрительный образ, который сохранился у дошкольника после прослушивания, совмещенного с просмотром изображений, позволяет быстрее запоминать текст.
Применение мнемотаблиц для повышения уровня связной речи у детей дошкольного возраста по заучиванию стихотворений.
Мнемосхема делится мнемоквадратов по содержанию, справа представлены вспомогательные строчки из произведения. Ориентируясь на план заучивания дети быстро вспоминают, о чем шла речь в строках стиха и быстрей запоминают на основе ассоциаций произведение наизусть. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план
–схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для
детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка –зеленая, ягодка
–красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например : лиса -из оранжевых фигур (треугольник и круг, медведь - большой круг. Дети старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает.».
Дети старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Чтобы
заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает.».
Прочитав стихотворение детям, положить перед детьми карточки - мнемотаблицы и дети, глядя на них рассказывают стихотворение, им легче запомнить текст и передать его.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста является актуальной и эффективной педагогической системой, содержащей комплекс мнемотехнических средств.