Евгения Лежнива
Применение методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение методов арт-терапии
в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличивается. Внутренний мир ребенка с ОВЗ сложен и противоречив. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира? Как помочь раскрыться им, понять этот мир и войти в мир взрослых? Как полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поэтому перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм в коррекционной работе с такими детьми.
Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе может стать метод арт-терапии.
Публикация «Применение методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Арт-терапия - это один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. Ведь ребёнок, как писал великий русский педагог К. Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Поэтому техники арт-терапии широко используются в работе с детьми с ОВЗ.
Психокоррекционная цель арт-терапии — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями.
Основные задачи арт-терапии:
• Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников с ОВЗ
• Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
• Социализировать и адаптировать детей с ОВЗ.
• Способствовать расширению эмоционального опыта.
• Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и
тонких движений пальцев.
• Развивать воображение, фантазию и творческие способности.
• Развивать познавательные процессы.
Ожидаемые результаты:
1)Освобождение ребенка от негативных переживаний (тревожности, страхов, агрессии, внутриличностных конфликтов.
2)Развитие мелкой моторики рук;
3)Обострение тактильного восприятия;
4)Улучшение цветовосприятия;
5)Концентрация внимания;
6)Повышение уровня воображения и самооценки.
7)Расширение и обогащение художественного опыта.
В своей работе с детьми с ОВЗ я остановилась на элементах игротерапии, изотерапии, песочной терапии и музыкотерапии.
Изотерапия
Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.
Техники и приёмы изотерапии подбирают по принципу простоты и эффективности: так как многие дети с ОВЗ самостоятельно не могут держать в руках карандаш или кисть, есть случаи брезгливого отношения к краскам.
В результате данной проблемы, часто используют нетрадиционные техники рисования: рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, зубными щётками, коктейльными соломинками, сухими листьями, с помощью мелких сыпучих материалов.
Таким образом, ребёнок не должен испытывать затруднения при создании рисунка с помощью предлагаемой техники. Любая деятельность в ходе работы должна быть интересной, необычной и приятной для ребёнка,
Данные техники способствуют снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния детей с ОВЗ, а также эффективно используются в работе и с гиперактивными детьми.
Песочная терапия
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.
Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Игра с песком может выступать в трёх качествах: 1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений); 2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение); 3) В качестве профилактического, развивающего средства. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Игротерапия
Игровая терапия- метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.
Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.
При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психологические травмы, о которых не может рассказать. Воспитатели, психологи используя игровые ситуации, определяет причину проблемы и пути ее решения.
Игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность.
Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка:
1) позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье (эмоциональное благополучие, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни;
2) помогает ребенку приобрести определённые навыки в той или
иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные
нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает
эмоциональное и физическое состояние;
3) игра обладает лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в
облегченной форме;
4) помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия.
Арт-терапия зарекомендовала себя как один из результативных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Это метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментов для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.