Получи документы

Применение методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Евгения Лежнива
Применение методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Применение методов арт-терапии

в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличивается. Внутренний мир ребенка с ОВЗ сложен и противоречив. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира? Как помочь раскрыться им, понять этот мир и войти в мир взрослых? Как полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поэтому перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм в коррекционной работе с такими детьми.

Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе может стать метод арт-терапии.

Публикация «Применение методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Арт-терапия - это один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. Ведь ребёнок, как писал великий русский педагог К. Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Поэтому техники арт-терапии широко используются в работе с детьми с ОВЗ.

Психокоррекционная цель арт-терапии — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями.

Основные задачи арт-терапии:

• Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников с ОВЗ

• Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.

• Социализировать и адаптировать детей с ОВЗ.

• Способствовать расширению эмоционального опыта.

• Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и

тонких движений пальцев.

• Развивать воображение, фантазию и творческие способности.

• Развивать познавательные процессы.

Ожидаемые результаты:

1)Освобождение ребенка от негативных переживаний (тревожности, страхов, агрессии, внутриличностных конфликтов.

2)Развитие мелкой моторики рук;

3)Обострение тактильного восприятия;

4)Улучшение цветовосприятия;

5)Концентрация внимания;

6)Повышение уровня воображения и самооценки.

7)Расширение и обогащение художественного опыта.

В своей работе с детьми с ОВЗ я остановилась на элементах игротерапии, изотерапии, песочной терапии и музыкотерапии.

Изотерапия

Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.

Техники и приёмы изотерапии подбирают по принципу простоты и эффективности: так как многие дети с ОВЗ самостоятельно не могут держать в руках карандаш или кисть, есть случаи брезгливого отношения к краскам.

В результате данной проблемы, часто используют нетрадиционные техники рисования: рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, зубными щётками, коктейльными соломинками, сухими листьями, с помощью мелких сыпучих материалов.

Таким образом, ребёнок не должен испытывать затруднения при создании рисунка с помощью предлагаемой техники. Любая деятельность в ходе работы должна быть интересной, необычной и приятной для ребёнка,

Данные техники способствуют снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния детей с ОВЗ, а также эффективно используются в работе и с гиперактивными детьми.

Песочная терапия

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.

Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игра с песком может выступать в трёх качествах: 1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений); 2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение); 3) В качестве профилактического, развивающего средства. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Игротерапия

Игровая терапия- метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психологические травмы, о которых не может рассказать. Воспитатели, психологи используя игровые ситуации, определяет причину проблемы и пути ее решения.

Игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность.

Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка:

1) позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье (эмоциональное благополучие, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни;

2) помогает ребенку приобрести определённые навыки в той или

иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные

нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает

эмоциональное и физическое состояние;

3) игра обладает лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в

облегченной форме;

4) помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия.

Арт-терапия зарекомендовала себя как один из результативных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Это метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментов для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста» 1. Краткая характеристика видов игр, которые использует учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 19 октября 2023 в 05:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Лежнива (УИ 529626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД