Получи документы

Применение метода «синквейн» в изучении башкирского языка

Гузалия Хусаенова
Применение метода «синквейн» в изучении башкирского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс

«Применение метода синквейн в изучении башкирского языка

детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии развития речи дошкольников – дидактический синквейн.

План проведения мастер-класса:

1. Вводная часть (теория)

1.1. Что такое синквейн.

1.2. Правила составления синквейна

Публикация «Применение метода „синквейн“ в изучении башкирского языка» размещена в разделах

2. Основная часть (практическая)

3. Итог. Выводы о синквейне.

1. Вводная часть (теория)

1.1. Что такое синквейн

В последнее время педагоги отмечают, что многие дошкольники не знают, и не общаются на родном - башкирском языке. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне. Составление синквейна – один из способов частичного решения этой проблемы. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в образовательной деятельности. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети Балалар

Любимые, ласковые йкл, яымлы

Играют, радуют, умиляют Уйнайар,ыуандыралар

Дети — цветы жизни Балалар- донъя биге

Счастье Бхет

Эти строчки похожи на японские лирические стихи Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

1.2. Правила составления синквейна

1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа Бее тркм

Весёлая, дружная Шаян, татыу

Учимся, играем, танцуем йрнбе,уйнайбы,бейейбе

Наш любимый дом Яратан йортобо

Мы — дружные! Бе- дустар!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

• слова-предметы (существительные)

• слова-признаки (прилагательные)

• слова-действия (глаголы)

• слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память, любовь к своему языку и народу.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника. Без развития речи дошкольника невозможно представить изучение родного языка и культуры народа.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1. Котёнок

Чёрненький, пушистенький

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное

2. Дом

Большой, красивый

Защищает, греет

Нужен всем людям

Убежище

3. Арбуз

Круглый, вкусный

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Лето

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

- Синквейн можно составлять по прочитанному произведению, например :

Корней Чуковский «Айболит»

Айболит

Добрый, хороший

Путешествует, лечит, спасает

Айболит очень любит зверей

Доктор.

- Синквейн можно составлять по индивидуальным картинкам.

- Наглядно по предметам (игрушкам).

Кукла

Красивая, любимая

Стоит, сидит, улыбается

Моя кукла самая красивая

Игрушка

- По пройденной теме (Осень)

Дождь

Сильный, холодный

Капает, льёт, стучит

Я не люблю дождь

Лужи

- Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части.

?

Серый, колючий

Фыркает, спит, сворачивается

Мне нравится этот зверёк

Лес

2. Основная часть (практическая)

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

1. Семья

2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)

4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

1. аил

2. Татыу, ур, берм

3. алай, ярам ит, ярата

4. Мин аилмде яратам

5. Мине тергем!

Сейчас мы научимся составлять синквейн.

Всем понятны правила составления синквейна?

Участники конкурса вытягивают карточки-задания, и подбирают нужный материал (книжки, картинки.)

3. Итог. Выводы о синквейне

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

• Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

• Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их

• Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной

• Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Публикации по теме:

Игровые технологии при изучении экологии Важным средством в формировании и воспитании подрастающего поколения является игра. Игра наиболее приемлемая для детей форма обучения. Играть.

Мероприятие «День башкирского языка» в детском саду День башкирского языка в детском саду. В соответствии с Положением о мероприятиях в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан,.

Мастер-класс «Применение инновационной технологии синквейн в развитии речи дошкольников» Цель мастер-класса: предоставить возможность использования синквейна как средство развития речи детей дошкольного возраста». Задачи: - познакомить.

Мастер-класс «Применение метода ТРИЗ — системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми» Применение метода ТРИЗ - системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми. Цель: Повышение компетентности педагогов в применении.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Об изучении иностранных языков в дошкольном возрасте Нужно ли изучать иностранный язык, пока ребенок не пошел в школу? Вопрос, вокруг которого не утихают споры уже на протяжении нескольких.

Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда. В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 2; 51) государственная политика.

Проект «Традиции и обычаи башкирского народа» Паспорт проекта. Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители МАДОУ детский сад №38. Вид проекта: познавательный Тип проекта:.

Конспект открытого урока «Изучение башкирского танца «Цветок Курая» Тема открытого урока: Изучение башкирского танца «Курай сске» -«Цветок Курая» Цель: научить исполнять.

Занятие немецкого языка «Первое путешествие в страну немецкого языка» «ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА» Цель : научить детей приветствовать друг друга, знакомиться и прощаться друг с другом. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение метода «синквейн» в изучении башкирского языка
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 13:00
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение метода «синквейн» в изучении башкирского языка» (включая файлы) размещена пользователем Гузалия Хусаенова (УИ 550240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД