Приложение МААМ

Игровые технологии при изучении экологии

Татьяна Щипачёва
Игровые технологии при изучении экологии
▼ Скачать + Заказать документы

Важным средством в формировании и воспитании подрастающего поколения является игра. Игра наиболее приемлемая для детей форма обучения. Играть любят все дети. Именно в процессе игры раскрепощается личность, проявляются её индивидуальные качества. Игра для детей имеет существенное значение, игра для них – учёба, игра для них – труд, игра – способ познания окружающего мира. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что игра вливает в духовный мир ребёнка поток представлений, понятий об окружающем нас мире. Он назвал её искрой, зажигающей огонёк пытливости и любознательности. Посредством игры педагог получает возможность формировать экологические представления без назиданий и открытого дидактизма, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнёра.

Публикация «Игровые технологии при изучении экологии» размещена в разделах

В качестве руководителя экологического клуба «Зелёный лес» в своей практической деятельности я часто использую игру, чтобы закрепить, повторить полученные знания, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. Я стараюсь разнообразить свою деятельность, активно включая в образовательный процесс различные игры, некоторые из которых придумываю сама, иные заимствую из книг, телепередач, Интернета. Продолжительность игр зависит от интереса аудитории к игре. Очень важно поощрять участников словами «спасибо», «молодцы», «умницы» и т. д., можно так же предложить поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания, раздать призы. При проведении тематических игр для оценки конкурсов как правило создаётся жюри.

Подвижные игры на воздухе

Особое место в моей деятельности занимают занятия на свежем воздухе, детям они нравятся больше всего. Такие занятия лишены статичности, всегда проходят с большим интересом для ребят, способствуют укреплению их здоровья. По счастью специфика моего клубного объединения предполагает собой большое количество игр на свежем воздухе, деятельность эта ограничивается лишь погодными условиями в нашем Сибирском регионе. В своей практике я использую игры: «Чудище лесное» (дети знакомятся с правилами поведения в лесу, «Кто больше», различные эстафеты. Игра «Что подарит нам лес» ориентирована на младший школьный возраст, учит детей бережному отношению к окружающему нас миру, к природе родного края.

Малоподвижны игры в помещении

Однако не всегда есть возможность для уличных игр, поэтому важно уметь занять детей в помещении, иметь свою «копилку» малоподвижных игр и развлечений. Говоря о значении игры, следует отметить, что знание ее теории позволяет глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. Активно на своих занятиях использую экологические игры, которые предлагает Интернет. Так была проведена игра, от компании МТС «Мобильные технологии для экологии» : «В гостях у Эконешки». Зелёное движение России «ЭКА» регулярно проводит различные экоклассы, куда входят и игры, где в доступной форме дети осваивают азы экологии. В игровой форме проходит у нас в клубе посвящение в юные экологи. Это делает процесс запоминающимся и интересным.

Настольные игры

Настольные игры предназначены, как правило, для нескольких игроков. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т. д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество. В моё м случае это: «Последний герой», «Мир зверей и птиц», «Энциклопедия юного эрудита». Широко использую настольные игры, заставляющие думать, анализировать, прогнозировать различные экологические ситуации. Такие игры интересны ребятам среднего возраста. К ним относятся: «Экологический калейдоскоп», «Экологический светофор».

Развивающие игры

Дети играющие в развивающие игры тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность. Обычные игры занимают и развлекают ребёнка, развивающие — помогают провести время не только интересно, но и эффективно, получив при этом огромную пользу для общего развития. Тот познавательный мотив, который можно неприметно завуалировать в игре, в конечном итоге подготовит ребёнка к более серьё зным шагам будущего: учёбе, общению, пониманию и просто к полноценной взрослой жизни. К таким играм можно отнести: «Последний герой», «Поезд Здоровья», «ЗОО-эрудит», «Испорченный факс» и др.

Предметные игры

предметы, окружающие нас, могут стать прекрасным инвентарем в любой игре. Нужно только умело их использовать в соответствии с назначением. Проводя занятия в эколого-краеведческом музее, для игровой деятельности я использую музейные предметы, фотографии, иногда даже стиль разговорной речи. Посредством театральной игры ребёнок сможет превратить себя в реального персонажа определённой исторической эпохи и обстановки, которая представлена в музее. Чтобы сыграть свою роль ребёнок должен всё узнать о своём герое, о времени, в котором он действовал, о предметах, которые его окружали, а потом в школьном музее изучить экспонаты, присущие этому времени. В этой связи интересна композиция «Валенки». Вся композиция звучит в стихотворной форме. Стихи сочинили сами. Вместе со специалистами из сельского Дома Культуры, разыгрываются игровые постановки : «Вечёрошные игры», «Заигрыши» и др., дети погружаются в атмосферу, где для них оживает история. В результате происходит формирование ценностных ориентаций, бережного отношения к Родине, к своему народу, его традициям, культуре, обычаям.

Интеллектуально-познавательные игры

к таким играм можно отнести: «Поле Чудес», «Экологический капусник», «Форд Байярд», «Угадай-ка». Викторины также носят познавательный характер. Это определенный набор вопросов на одну тематику. За правильный ответ насчитываются баллы, очки. Набравший наибольшее количество баллов становится победителем: «Самые-самые.» (растения-рекордсмены, «Путешествие с культурными растениями» (лото, «Правда ли это?» (занимательные сведения из жизни животных, «Клуб эрудитов»

Сюжетные и ролевые игры

несут большую социальную нагрузку. Главное правило организации таких игр – «побольше участников, поменьше болельщиков». Эти игры имеют какой-либо сюжет, то есть завязку, кульминацию, развязку. Каждый играющий выступает в какой-либо роли, как бы «примеряет» стиль поведения своего персонажа. Например «Широкая Масленица». Празднично обрядовая культура является неотъемлемой частью духовной культуры народа. Например в Древней Руси «Масленица» праздновалась с большим размахом, а каждый день масленой недели имел своё название. В игровой форме разыгрывают целый спектакль, рассказывающий об этом празднике, причём в него активно вовлекаются и зрители. Игры на масленицу: бой петухов, плетение косы, скороговорки. При изучении темы «лекарственные травы Сибири» использую так же игровую форму «В гостях у травницы Лизаветы». Сценарий этой игровой программы разработанный мной, получил сертификат Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и был опубликован на сайте фестиваля в разделе: преподавание экологии. Широко использую игры на цикл новогодних праздников.

Творческие конкурсы

помогают в решении таких задач, как развитие нестандартного, нешаблонного мышления, заставят фантазировать, изобретать, преодолевать штампы и стереотипы, помогут формировать человека творческого. Важно при организации творческих конкурсов учитывать возраст участников. В моём экологическом объединении проводятся такие творческие конкурсы это конкурсная игра: «Мистер кот и мисс кошка», «Её величество тыква», «Мы за чаем не скучаем»,

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что применение игровых технологий существенно помогает в моей профессиональной деятельности, предоставляя возможность формировать экологические знания и представления без назиданий и открытого дидактизма.

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у детей первой младшей группы при изучении времен года Слайд 1. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я, Хакимьянова Валентина Леонидовна, работаю в детском саду № 117 города Дзержинска Нижегородской.

Консультация «Игровые технологии в ДОУ» Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка,.

Игровые технологии в дошкольном периоде Игровые технологии в дошкольном периоде Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями,.

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с воспитанниками группы раннего возраста при изучении темы «Домашние животные» Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные» Цель: формировать у воспитанников элементарные математические.

Консультация «Игровые технологии»Консультация «Игровые технологии» Консультация «Игровые технологии. Квест-игра»Подготовила: Моисеева Л. М. 1 слайд: «Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка,.

Методика работы по формированию описательно-повествовательной формы речи при изучении лексической темы «Зима как время года» Методика работы по формированию описательно-повествовательной формы речи при изучении лексической темы «Зима как время года» в подготовительной.

Конспект занятия «Основные определения, необходимые при изучении ПДД»Конспект занятия «Основные определения, необходимые при изучении ПДД» Занятие для детей старшего возраста Разработала воспитатель: Абрамова А. Л. Цель: дать детям понятие об основных определениях, необходимых.

Патриотическое воспитание учащихся при изучении темы «Родной край — часть большой страны» на уроках окружающего мира Любовь к Родине воспитывается через любовь к родному краю. Любовь к родным местам возникает по мере накопления личных жизненных впечатлений.

Игровые технологии в детском саду Игровые технологии в детском саду Что такое технология? Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором.

Игровые технологии в ДОУ Игровые технологии в ДОУ. Жизнь человека начинается с детства, А детство немыслимо без игры… Игра – лучшая подготовка ребёнка к будущей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии при изучении экологии
Опубликовано: 5 июля 2018 в 10:45
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии при изучении экологии» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щипачёва (УИ 349799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД