Татьяна Щипачёва
Игровые технологии при изучении экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Важным средством в формировании и воспитании подрастающего поколения является игра. Игра наиболее приемлемая для детей форма обучения. Играть любят все дети. Именно в процессе игры раскрепощается личность, проявляются её индивидуальные качества. Игра для детей имеет существенное значение, игра для них – учёба, игра для них – труд, игра – способ познания окружающего мира. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что игра вливает в духовный мир ребёнка поток представлений, понятий об окружающем нас мире. Он назвал её искрой, зажигающей огонёк пытливости и любознательности. Посредством игры педагог получает возможность формировать экологические представления без назиданий и открытого дидактизма, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнёра.
Публикация «Игровые технологии при изучении экологии» размещена в разделах
В качестве руководителя экологического клуба «Зелёный лес» в своей практической деятельности я часто использую игру, чтобы закрепить, повторить полученные знания, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. Я стараюсь разнообразить свою деятельность, активно включая в образовательный процесс различные игры, некоторые из которых придумываю сама, иные заимствую из книг, телепередач, Интернета. Продолжительность игр зависит от интереса аудитории к игре. Очень важно поощрять участников словами «спасибо», «молодцы», «умницы» и т. д., можно так же предложить поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания, раздать призы. При проведении тематических игр для оценки конкурсов как правило создаётся жюри.
Подвижные игры на воздухе
Особое место в моей деятельности занимают занятия на свежем воздухе, детям они нравятся больше всего. Такие занятия лишены статичности, всегда проходят с большим интересом для ребят, способствуют укреплению их здоровья. По счастью специфика моего клубного объединения предполагает собой большое количество игр на свежем воздухе, деятельность эта ограничивается лишь погодными условиями в нашем Сибирском регионе. В своей практике я использую игры: «Чудище лесное» (дети знакомятся с правилами поведения в лесу, «Кто больше», различные эстафеты. Игра «Что подарит нам лес» ориентирована на младший школьный возраст, учит детей бережному отношению к окружающему нас миру, к природе родного края.
Малоподвижны игры в помещении
Однако не всегда есть возможность для уличных игр, поэтому важно уметь занять детей в помещении, иметь свою «копилку» малоподвижных игр и развлечений. Говоря о значении игры, следует отметить, что знание ее теории позволяет глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. Активно на своих занятиях использую экологические игры, которые предлагает Интернет. Так была проведена игра, от компании МТС «Мобильные технологии для экологии» : «В гостях у Эконешки». Зелёное движение России «ЭКА» регулярно проводит различные экоклассы, куда входят и игры, где в доступной форме дети осваивают азы экологии. В игровой форме проходит у нас в клубе посвящение в юные экологи. Это делает процесс запоминающимся и интересным.
Настольные игры
Настольные игры предназначены, как правило, для нескольких игроков. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т. д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество. В моё м случае это: «Последний герой», «Мир зверей и птиц», «Энциклопедия юного эрудита». Широко использую настольные игры, заставляющие думать, анализировать, прогнозировать различные экологические ситуации. Такие игры интересны ребятам среднего возраста. К ним относятся: «Экологический калейдоскоп», «Экологический светофор».
Развивающие игры
Дети играющие в развивающие игры тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность. Обычные игры занимают и развлекают ребёнка, развивающие — помогают провести время не только интересно, но и эффективно, получив при этом огромную пользу для общего развития. Тот познавательный мотив, который можно неприметно завуалировать в игре, в конечном итоге подготовит ребёнка к более серьё зным шагам будущего: учёбе, общению, пониманию и просто к полноценной взрослой жизни. К таким играм можно отнести: «Последний герой», «Поезд Здоровья», «ЗОО-эрудит», «Испорченный факс» и др.
Предметные игры
предметы, окружающие нас, могут стать прекрасным инвентарем в любой игре. Нужно только умело их использовать в соответствии с назначением. Проводя занятия в эколого-краеведческом музее, для игровой деятельности я использую музейные предметы, фотографии, иногда даже стиль разговорной речи. Посредством театральной игры ребёнок сможет превратить себя в реального персонажа определённой исторической эпохи и обстановки, которая представлена в музее. Чтобы сыграть свою роль ребёнок должен всё узнать о своём герое, о времени, в котором он действовал, о предметах, которые его окружали, а потом в школьном музее изучить экспонаты, присущие этому времени. В этой связи интересна композиция «Валенки». Вся композиция звучит в стихотворной форме. Стихи сочинили сами. Вместе со специалистами из сельского Дома Культуры, разыгрываются игровые постановки : «Вечёрошные игры», «Заигрыши» и др., дети погружаются в атмосферу, где для них оживает история. В результате происходит формирование ценностных ориентаций, бережного отношения к Родине, к своему народу, его традициям, культуре, обычаям.
Интеллектуально-познавательные игры
к таким играм можно отнести: «Поле Чудес», «Экологический капусник», «Форд Байярд», «Угадай-ка». Викторины также носят познавательный характер. Это определенный набор вопросов на одну тематику. За правильный ответ насчитываются баллы, очки. Набравший наибольшее количество баллов становится победителем: «Самые-самые.» (растения-рекордсмены, «Путешествие с культурными растениями» (лото, «Правда ли это?» (занимательные сведения из жизни животных, «Клуб эрудитов»
Сюжетные и ролевые игры
несут большую социальную нагрузку. Главное правило организации таких игр – «побольше участников, поменьше болельщиков». Эти игры имеют какой-либо сюжет, то есть завязку, кульминацию, развязку. Каждый играющий выступает в какой-либо роли, как бы «примеряет» стиль поведения своего персонажа. Например «Широкая Масленица». Празднично обрядовая культура является неотъемлемой частью духовной культуры народа. Например в Древней Руси «Масленица» праздновалась с большим размахом, а каждый день масленой недели имел своё название. В игровой форме разыгрывают целый спектакль, рассказывающий об этом празднике, причём в него активно вовлекаются и зрители. Игры на масленицу: бой петухов, плетение косы, скороговорки. При изучении темы «лекарственные травы Сибири» использую так же игровую форму «В гостях у травницы Лизаветы». Сценарий этой игровой программы разработанный мной, получил сертификат Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и был опубликован на сайте фестиваля в разделе: преподавание экологии. Широко использую игры на цикл новогодних праздников.
Творческие конкурсы
помогают в решении таких задач, как развитие нестандартного, нешаблонного мышления, заставят фантазировать, изобретать, преодолевать штампы и стереотипы, помогут формировать человека творческого. Важно при организации творческих конкурсов учитывать возраст участников. В моём экологическом объединении проводятся такие творческие конкурсы это конкурсная игра: «Мистер кот и мисс кошка», «Её величество тыква», «Мы за чаем не скучаем»,
Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что применение игровых технологий существенно помогает в моей профессиональной деятельности, предоставляя возможность формировать экологические знания и представления без назиданий и открытого дидактизма.