МААМ-картинки

Применение коммуникативных танцев — игр в музыкальном воспитании и социально — личностном развитии дошкольников

Евгения Рогусова
Применение коммуникативных танцев — игр в музыкальном воспитании и социально — личностном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Применение коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из ключевых компонентов Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.

Публикация «Применение коммуникативных танцев — игр в музыкальном воспитании и социально — личностном развитии дошкольников» размещена в разделах

Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется посредством различных форм, методов и приемов. Среди всего этого многообразия особое место занимают коммуникативные танцы-игры, поскольку они и развивают, и развлекают. Основная цель использования коммуникативных танцев-игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный.

Коммуникативные танцы-игры – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания старших дошкольников со сверстниками, они предполагают формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремление к активному самостоятельному действию на основе ярких эстетических переживаний.

Мои наблюдения за детьми во время выступлений на праздниках и развлечениях, в процессе разучивания танцевальных композиций показали, что многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальное сопровождение и порядок движений под него, показывают недостаточный уровень самостоятельности, инициативы в музыкальных играх и танцах, низкую самооценку, неуверенность в себе и своей значимости в детском коллективе.

В беседах с родителями было выяснено, что дети дома музыку слушают в основном взрослую, в театр и на музыкальные конкурсы и постановки ходить в нашем посёлке некуда, а дома в основном звучит поп-музыка.

Передо мной встала задача создания условий, способствующих организации эмоционально-благоприятной атмосфере в группе, формирования у детей чувства уверенности в своих силах, развития позитивных отношений между сверстниками, их социализации.

Среди множества методик и технологий музыкального воспитания необходимо было найти наиболее подходящую для этой цели. Своё внимание я остановила на коммуникативных танцах-играх. Ценность коммуникативных танцев-игр состоит в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Методика А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» мне показалась наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в музыкально-ритмической деятельности.

Целью педагогической практики является развитие коммуникативных и творческих способностей детей посредством использования в музыкальной деятельности коммуникативных танцев, игр.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• Создать комфортную психологическую обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом;

• способствовать развитию музыкальности детей;

• обновить развивающую среду по данному направлению;

• пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным и игровым импровизациям и танцевальным движениям;

• установить партнерские взаимоотношения с семьей для объединения усилий по преодолению коммуникативных проблем ребенка.

Познакомившись с методическими разработками, собрав картотеку, видео- и аудиотеку игр, танцев, я скорректировала рабочую программу, включив в занятия социально-коммуникативные игры, мимические этюды, театрализацию, круговой танец в старших группах и несложные коммуникативные танцы – игры в средней.

Что же такое коммуникативные танцы - игры?

В основном это танцы с несложными движениями, включающие: смену партнеров, игровые задания, элементы невербального общения (т. е. взаимодействие через мимику, жесты, движения, которые направлены на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой.

Причин, чем полезны для детей коммуникационные танцы – игры, несколько:

• В – первых, они обеспечивают быструю адаптацию. Сначала это вхождение в коллектив в детском саду, потом — в школе.

• Во – вторых, они вызывают эмоциональную разрядку. В процессе коммуникативных танцев – игр ребенок не только избавляется от лишней энергии, но и выплескивает свои эмоции, что вызывает расслабление.

• В – третьих, способствуют развитию мимики и жестов. В ходе игры дети учатся доступно выражать свои эмоции. Это делает их чувства более понятными для других и упрощает общение с ними. В будущем с таким навыком любому человеку будет проще налаживать отношения и заводить полезные связи.

• В – четвертых, улучшают детское воображение. Воображение становится основой для развития творческих способностей. Возникает склонность к поиску разных подходов к проблеме. Проявляется креативность.

Коммуникативные танцы – игры развивают способность концентрироваться. Ребенку становится проще сосредоточиться на задаче. Он проявляет внимательность.

Коммуникативные танцы – игры учат соблюдению правил. Ребенок начинает осознавать, что существуют нормы поведения и общения, которые ему нужно соблюдать. Это необходимо для правильной адаптации и социализации.

• Ну, и конечно же, коммуникативные танцы-игры – это способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

Использование музыкально-коммуникативных танцев – игр основываю на методах и приёмах, найденных и разработанных немецким педагогом и композитором К. Орфом. Одна из главных идей педагогики К. Орфа – импровизация, фантазия, творчество, «обучение в действии». Используя коммуникативные танцы – игры, сочетаю в единую деятельность музыку, движения, речь и игру.

Коммуникативные танцы-игры использую в самых разнообразных формах работы с детьми: музыкальных праздниках, развлечениях, повседневной жизни, на занятиях, во время прогулки, игровой деятельности, в группе и индивидуально, тренинги в парах.

В своей практике я применяю оборудование, программное обеспечение и ресурсы в сфере ИКТ. Широко включаю в музыкальную деятельность мультимедийные презентации. Использую технологию моделирования в процессе разучивания коммуникативных танцев-игр для того, чтобы облегчить процесс запоминания, восприятия моих инструкций. Это позволяет сохранить легкий, игровой характер деятельности.

При разучивании игры я показываю личный пример, а в дальнейшем продолжаю активное личное участие в игровой деятельности, корректируя и направляя процесс до тех пор, пока в этом будет необходимость. В коммуникативных играх исключаю момент сравнения и соревнования, чтобы не спровоцировать у детей такие качества, как конкурентность или демонстративность. Даю только положительную оценку, при этом избегаю оценок «плохо» или «неправильно», обращаю внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образу, характеру музыки. Воспитываю такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.

У нас с детьми нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Каждая коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас, но это и не театр – т. к. здесь нет зрителей, а все участники – актёры, как в жизни.

Большое количество игр провожу в кругу. Круг включает в игру всех участников и позволяет детям видеть каждого. Круг – это самая удачная форма игры для нового коллектива.

В своей практике я часто использую коммуникативные игры в начале занятия, когда мы с детьми приветствуем друг друга, и в конце.

Коммуникативные танцы – игры с успехом использую для совместных игр – танцев детей с родителями. Музыкальные коммуникативные игры становятся изюминкой любого праздника, занятия или развлечения.

Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, я могу самостоятельно моделировать танцы-игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений в зависимости от подготовленности детей. Кроме того, в подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторения эти движения постепенно и незаметно для ребенка усваиваются. Таким образом, идет постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовка к разучиванию более сложных танцев к праздникам и музыкальным спектаклям.

Для успешной работы я использую тесное сотрудничество детского сада и семьи. С целью повышения родительской компетентности в музыкальном воспитании я размещаю информацию в музыкальном уголке, отправляю видеозаписи танцев – игр в «Viber» – группы для родителей. В сценарии домашних праздников и театрализованных представлений, которые рекомендую родителям, включаю коммуникативные танцы-игры, провожу индивидуальные консультации с родителями по теме повышения родительской компетентности в воспитании у детей социальной уверенности.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев-игр –это длительная работа, которая требует участия не только родителей, но и всего педагогического коллектива. Были определены направления совместной деятельности музыкального руководителя и педагогического коллектива по социально-личностному развитию дошкольников :

- проведение практических и теоретических консультаций для воспитателей;

- совместная деятельность на утренниках, развлечениях;

- совместное проведение спектаклей и театрализованных представлений с музыкальным руководителем.

В группах созданы центры музыкально-творческой деятельности с необходимым оборудованием: детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, игровыми и наглядными пособиями, предлагаю педагогам аудиозаписи коммуникативных танцев – игр для использования их в свободной деятельности и групповых развлечениях.

С уверенностью могу сказать, что в результате применения коммуникативных танцев-игр в музыкальной деятельности отмечается положительная динамика в успешной социализации детей.

Уже в первый год применения коммуникативных танцев – игр стало заметно, что у детей улучшилась осанка, повысилась работоспособность, замкнутые дети стали более раскрепощёнными. Дети стали больше проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Выросла эмоциональная отзывчивость на произведения народного, музыкального и театрального искусства. Повысилось качество музыкального развития воспитанников и степень удовлетворенности родителей. Наши воспитанники активно участвуют и становятся победителями и призёрами в музыкальных конкурсах различного уровня.

У детей сформировано положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, что помогает детям быстрее адаптироваться к условиям школы. Все это создает действительно творческую атмосферу, без которой невозможно становление и развитие личности ребенка.

Эффективная работа по включению коммуникативных танцев игр подтверждается мониторингом музыкального и психомоторного развития дошкольников по методике А. И. Бурениной (приложение)

Мои задачи и в будущем:

• Продолжить работу по развитию социально-личностной уверенности у детей через музыкально – коммуникативные танцы- игры;

• продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий для развития детей в музыкальной деятельности;

• повысить эффективность образовательного процесса через использование ИКТ- технологий;

• максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.

Теоретическую основу моей работы по данной теме составили:

-ФГОС ДО;

-Концептуальные основы педагогики Карла Орфа;

-Методические пособия А. И. Бурениной, Л. В. Виноградова, В. А. Жилина, В. Р. Каневского;

-Научно – практические труды Т. Э. Тютюнниковой;

-Учебное пособие «Социализация и индивидуализация в детском возрасте» А. М. Щетининаой;

-Программа "Театр-творчество-дети" под редакцией Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, С. И. Мерзляковой.

Публикации по теме:

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1 1 СЛАЙД. Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2 8 СЛАЙД. Представляем вашему вниманию акции направленные на окружающий мир. Акция «Засветись в темноте» (дети своими руками изготовили.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые коллеги и уважаемые.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников» Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗПрименение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение коммуникативных танцев — игр в музыкальном воспитании и социально — личностном развитии дошкольников
Опубликовано: 20 января 2023 в 05:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение коммуникативных танцев — игр в музыкальном воспитании и социально — личностном развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Рогусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД