Балагурова Елена
Консультация «Применение ИКТ в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в системе дошкольного образования происходят довольно заметные изменения. И эти перемены связаны с обновлением, главным образом, методической базы обучения. Немаловажным в системе дошкольного образования является и использование новых информационных технологий. Главной целью внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОУ- это,конечно, повышение качества образования и воспитания детей. Родителям в наше время приходится довольно трудно из-за нехватки времени и занятости на работе обеспечить должное обучение ребенка, нередко одни недооценивают своё отношение к развитию ребенка, не знают, чем ему помочь. Для решения данной проблемы в настоящее время, актуальным является такое взаимодействие педагогов и родителей, при котором широко используются ИКТ. Эффективной формой стало вовлечение родителей в образовательный процесс. Например : при проведении родительских собраний, консультаций, праздников. Это вызывает у них неподдельный интерес и позволяет увидеть деятельность детей непосредственно в режимных моментах, в совместной детской деятельности. Мы отмечаем при этом, что у родителей повышается интерес к жизни ДОУ,активность участия в групповых проектах,более уважительное отношение к работникам детского сада. Постепенно родители из простых наблюдателей образовательного процесса (при посещении занятий и утренников) становятся непосредственными участниками. Праздники в нашем саду проходят как в традиционной, так и не в традиционной форме. Спектр использования ИКТ в образовательном процессе весьма широк; ИКТ в воспитании дошкольников- это, безусловно,эффективное средство для реализации задач, поставленных перед педагогом. Используя информационно-коммуникативные технологии, проводим занятия, которые требуют наглядного представления материала, с использованием видеороликов, презентаций и др. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
Публикация «Консультация „Применение ИКТ в детском саду“» размещена в разделах
Организация работы для создания условий по обучению детей хакасскому (родному) языку в ДОУ осуществляется в процессе НОД, режимных моментах,в разных видах деятельности (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на регламентируемых занятиях, а через организацию различных видов деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкальной, трудовой, а также чтение художественной литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность) выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно. В нашем детском саду во второй младшей группе обучение хакасскому (родному) языку проводится педагогом 1 раз в неделю в рамках режима дня.
В процессе обучения детей хакасскому языку, ведется индивидуальная работа с детьми и их родителями в свободное от НОД время. Воспитатели создают языковую среду в общении с детьми в течение дня, с целью закрепления пройденного материала по обучению детей хакасскому языку.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня,продолжительностью до 15 минут. Работа с детьми проходит по подгруппам 5-10 человек, методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей обстановке подводить их к самостоятельной деятельности. Тема деятельности, методы и приемы решения задач, выбор материала корректируется и изменяется в зависимости от способностей детей, возраста, от их интересов и пожеланий, сезона и т. д.
Так как возникла необходимость заинтересовать детей научиться общаться на хакасском (родном) языке, встала проблема о привлечении к изучению хакасского языка и русскоязычных детей. Для повышения мотивации к изучению хакасского языка мы решили внедрить ИКТ на занятиях. Практика показала, что у детей возрастает интерес к изучению предлагаемого материала,повышается уровень познавательной активности. Кроме того, фрагменты занятий на которых используются ИКТ (презентации, видеофильмы, интерактивные игры, аудио запись, и т. д.) отражают один из главных принципов создание современных занятий- принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря ИКТ дети, которые обычно не имели высокой активности на занятиях, стали более живо высказывать свое мнение, рассуждать.
Что же позволяет нам педагогам создавать условия для выявления и развития способностей каждого ребенка, для активизации познавательной и творческой деятельности. Что помогает решить проблему мотивации:
-помогают новые технологии обучения, дидактические пособия;
-сокращение времени на подготовку к совместной деятельности педагога с детьми, когда в помощь педагогу- ИКТ, а соответственно, повышение качества и эффективности деятельности.
Таким образом, использование компьютера очень удобно для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к культуре хакасского народа, формирования духовного мира. Хорошие результаты приносит использование компьютерных презентаций при проведении занятий с детьми, когда идет первое знакомство с устно - поэтическим творчеством хакасского народа;
с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;
с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии.
Закрепляя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении мы считаем актуальным проведение национальных праздников и проводим их довольно часто.
Презентации разнообразят методы, формы и приёмы работы с дошкольниками.
ИКТ мы применяем на любом этапе совместной организованной деятельности с детьми:-в начале создавая проблемную ситуацию и обозначая тему с помощью вопросов;-как обьяснение педагога (презентации, рисунки);-как информационное пособие;-для контроля усвоения материала детьми.
Возможности использования ИКТ позволяет увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал, должен повторяться многократно и большое значение имеет многообразие форм подачи. Вне непосредственной образовательной деятельности интерактивные игры помогают закрепить знания детей, их также можно использовать для индивидуальных занятий с детьми.
Таким образом, при использовании ИКТ на занятиях по хакасскому языку, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей, их сотрудничества в образовательной деятельности. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация ребятишек увеличивается.
На наш взгляд, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является использование ИКТ.
Для того, чтобы создать условия для общения на хакасском (родном) языке, на занятиях большое внимание уделяется развитию диалогической и монологической речи детей. В первую очередь решаются следующие задачи: научить ребенка правильно произносить специфические звуки хакасского языка, как изолированно, так и в словах (артикуляции).
Информационно-коммуникативные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают высокий уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуального обучения и воспитания. На практике можно убедиться в позитивном эффекте от внедрения ИКТ в образовательный процесс детского сада, что нам и позволило сделать занятия с детьми интересными и познавательными. Информатизация открывает для педагогов новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного и образовательного процессов.
В нашем ДОУ имеется мультимедийная установка, компьютеры и ноутбуки с аудиоколонками для просмотра различных видео материалов. Однако,какими бы положительными не были бы примеры внедрения в образовательный процесс детского сада ИКТ,заменить живое общение педагога с детьми они не должны, да и не могут. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошколят могут повсеместно использоваться на практике в ДОУ без риска для здоровья детей.