гузель камалова
Применение наглядности при формировании вычислительных навыков в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Применение наглядности при формировании вычислительных навыков в детском саду.
Авзалова Г. А воспитатель МАДОУ №115 «Звездочки»
Г. Набережные Челны
Мы знаем, что познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К. Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками и красками. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Применение наглядности при формировании вычислительных навыков в детском саду» размещена в разделах
На занятиях по математике в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразие наглядного материала. Например, при обучению счету можно предложить детям реальные (мячи, куклы) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме и величине. На основе сравнения разных конкретных множеств ребенок делает вывод об их количестве, в этом случае главную роль играет зрительный анализатор.
В другой же раз эти же счетные операции можно выполнить, активизируя слуховой анализатор: предложив подсчитать количество хлопков, ударов в бубен и др.
Использование наглядности в обучении математике необходимо. Однако воспитатель должен помнить, что наглядность – не самоцель, а средство обучения. Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей. Значение раздаточного наглядного материала заключается, прежде всего, в том, что он дает возможность придать процессу обучения действительный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
- Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов – цифр, знаков, действий. Как было, сказано выше, они используются для сравнения конкретных множеств.
- В качестве наглядного материала используются сюжетные картинки и рисунки: Так рассматривание художественных картин дает возможность осознать, выделить, уточнить временные и пространственные отношения, характерные особенности величины, формы окружающих предметов.
- Символическая наглядность (квадраты, кружки, треугольники, цифры, знаки арифметических действий) дает возможность выделять существенные признаки, связи и отношения в определенной чувственно-наглядной форме.
- На занятиях по математике широко используются пособия - аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной плоскости, с помощью магнитиков, фланелеграф. Пособия – аппликации динамичны, дают возможность варьировать, разнообразить модели. Например : удобно решать арифметические задачи и примеры.
- К наглядности и относятся и технические средства обучения, это такие как диапроекторы, эпипроекторы, диапозитивы и др. ТСО дает возможность полнее реализовать возможности воспитателя, использовать готовые изографические или печатные материалы.
- Для иллюстрации разных понятий, связанных с множеством предметов, нередко используются „Универсальные множества”. Такие множества-блоки в свое время были предложены Л. С. Выготским и венгерским психологом-математиком Д. Дьенешем. Позднее более детально этот материал разработал и описал логические упражнения с ними А. А. Столяр. Комплект состоит из 48 деревянных блоков. Каждый блок имеет четыре свойства, которым он соответствует: форма, цвет, размер и толщина. 1
Наглядные средства находят применение на разных этапах развития: и при объяснении нового материала, и при закреплении, и при совершенствовании знаний, умений, навыков.
Так если мы обратимся к программе 2000 Л. Г. Петерсона, Н. П. Холиной „Раз – ступенька, два - ступенька”, то мы увидим и убедимся, что занятия этой программы заключается в том, что знакомство с новым материалом или закрепление осуществляются на основе деятельного подхода. Это когда знания не даются в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Воспитатель подводит детей к этим „открытиям” организуя и направляя поисковые действия, используя при этом все виды наглядных средств.
Возрастные особенности 5-6 лет требуют использования игровых форм. Поэтому „программа 2000” предусматривает большое количество игровых упражнений с предметной наглядностью. Без наглядных средств обучение полноценным для достижения задач, которые ставит перед собой программа, невозможно. 1
Рассмотрим это при изучении тем „Сложение” и „Вычитание”, на начальном этапе формирования вычислительных навыков, при которых ставятся цели:
- сформировать представления о сложение, как объединение групп предметов; познакомить со знаком „+”.
- формировать представление о вычитании, как удаление из группы ее часть; познакомить со знаком „–”.
1. Петерсон Л. Г. Методические рекомендации Раз – ступенька, два – ступенька М., 1998
2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду М., 2000
В том и другом случае требуется демонстрационный и раздаточный материал, чтобы дети сами смогли прийти какому либо выводу или решению.
«Сложение»
Демонстрирующий материал: прозрачные мешки и сумка, муляжи овощей (2 огурца и 3 помидора, геометрические фигуры (2 набора, в каждом – по 2 прямоугольника и по 3 круга, модели «мешков», карточки со знаками «+» и «=».
Раздаточный материал: геометрические фигуры, модели трех «мешков», изготовленных из двух листов; тетрадь-приложение на печатной основе.
1. Используя игру - драматизацию «В овощном магазине дети видят наглядно, как Миша и Маша объединяют в один пакет муляжи овощей.
2. Затем работа с раздаточным материалом и дублером фланелеграфом, как бы еще раз дает возможность самим индивидуально осмыслить объединение предметов, знакомя их со знаками сложения «+».
+ =
«Вычитание»
Демонстрирующий материал: геометрические фигуры – 3 квадрата и 2 треугольника, знаки «-«и «=», 5 машинок, отличающихся либо цветом (3 красные и 2 зеленые, либо размером (3 большие и 2 маленькие).
Раздаточный материал: два набора одинаковых фигур – по 1 квадрату и 4 кружка в каждом наборе, знаки «-«и «=», модели «мешков».
Аналогично тому, как вводилось сложение, представления о вычитании формируются на основе предметных действий детей с игрушками, геометрическими фигурами, моделями "«мешков".
- =
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по этой программе можно осуществлять в тетрадях-приложениях на печатной основе. Они помогают осуществить самопроверку, которая станет в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Таким образом, преемственность в работе детского сада по обучению математики, в данном случае формированию вычислительных навыков, является неотъемлемой частью в современном обучении детей математике.
Литература:
1. Петерсон Л. Г. Методические рекомендации Раз – ступенька, два – ступенька М., 1998
2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду М., 2000