Пекленко Мария
«Применение ИКТ технологий и вовлечение родителей в образовательный процесс»
▼ Скачать +Заказ
Консультация «Применение ИКТ технологий и вовлечение родителей в образовательный процесс»
В настоящее время в нашей стране реализуется стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.
Публикация «„Применение ИКТ технологий и вовлечение родителей в образовательный процесс“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Педагог ДОУ должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Что же такое ИКТ дошкольном образовании?
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Основные средства ИКТ, используемые в детском саду:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- принтер
- видеомагнитофон
- телевизор
- магнитофон
- фотоаппарат
- видеокамера
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
1. Ведение документации.
педагог готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
ИКТ в работе с родителями.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности
Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты и ограничены во времени для получения большого объёма информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьёй. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Одной их таких форм является использование ИКТ в работе с родителями.
Практические цели использования ИКТ современному педагогу в его работе с родителями
1. Подбор иллюстративного материала для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала мероприятий
для родителей.
3. Оформление групповой документации.
4. Создание презентаций для повышения эффективности педагогической компетенции у родителей в образовательном процессе, процессе проведения родительских собраний.
Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ которые
используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействиис родителями.
Очень важный потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе сайт детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Создание на сайте ДОУ странички под названием «Шпаргалки для родителей», на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы из разрешения.
Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т. д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет (сайт педагога) размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.
Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)
Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.
Аудиомагнитофон сегодня есть в каждом доме.
Воспитатель может дать рекомендации родителям по использованию аудиомагнитофонов для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).
Порекомендовать использование записей «Звуки природы» для релаксации дома.
Мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.
Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно:
Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи.
Работа над проектом делится на несколько этапов:
- этап получения и обсуждения задания; - этап поиска решений или необходимой информации;
- этап подготовки информации на компьютере.
Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.
Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени обусловлены необходимостью её предварительной подготовки.
Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб.
Ноу-хау ДОУ может стать создание сайта группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Из опыта работы,
В своей педагогической практике в работе с родителями в группе используются следующие способы и формы использования ИКТ.
В период пандемии в работе с родителями использовали платформу Zoom на которой проводились родительские собрания
СКАЙП- так же проводились родительские собрания, мастер классы
На сайте педагога представлены преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации. Родителям предоставлялась ссылка на материал для самостоятельного изучения и ознакомления.
С помощью ИКТв группе осуществляем подбор иллюстративного материала для оформления родительского уголка группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов, фотовыставок, памяток, оформлены папки – передвижки по временам года, «Прогулки в зимний период», стенгазета «День Матери», «Поздравляем наших пап» «День пожилого человека» созданы буклеты по правилам безопасности консультации «Подвижные игры в жизни ребёнка», «Правильная осанка», «Особенности поведения ребёнка», в рамках реализации проекта группы «Берегите природу», «Елочка зеленая иголочка» «Синичкин день», «Не рубите дерево –посадите дерево» и др.
Правильно подобранного материала привлекает внимание родителей, помогает облегчить восприятие нужной информации и вызывает их на общение.
Электронное сопровождение в оформлении документации группы -сведения о родителях, журнал приема детей, протоколы собраний.
НА установочном родительском собрании были представлены рабочая образовательная программа, проект группы как в электронном виде так и на бумажном носителе.
Создание презентаций, музыкальных открыток, видеофильмов,
Сотовая связь –неотьемлемая часть в работе с родителями
Группа в социальных сетях WhatsApp Telegram-это особенно актуально в работе педагога и родителей в решении каких либо задач и информировании родителей о мероприятиях в детском саду и группе.
В группе WhatsApp родителям представляем фото занятий, интересных моментов на прогулке, поздравление детей с днем рождения, значимую информацию
На Telegram- канале для родителей так же предлагается материал о более значимых моментах жизни группы с достаточно обьективной информацией.
Важно отметить, что использование ИКТ в работе с родительским коллективом необходимо продуктивно сочетать и с традиционными способами взаимодействия.