Виктория Чуркина
Консультация «Причины неуспеваемости и потери у детей интереса к учению. Кто виноват и что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Причины неуспеваемости и потери у детей интереса к учению. Кто виноват и что делать?»
Педсовет 2017-2018 учебный год.
Докладчик: Чуркина Виктория Александровна, учитель начальных классов.
«Причины неуспеваемости и потери у детей интереса к учению. Кто виноват и что делать?"
2 «Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению». Лизинский В. М.
Публикация «Консультация „Причины неуспеваемости и потери у детей интереса к учению, Кто виноват и что делать?“» размещена в разделах
3 Виды неуспеваемости учащихся : I вид - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; II вид - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); III вид - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.
4 Типы неуспевающих учащихся. «Плохой работник» - Его чертами являются следующие: 1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); 3) не подмечает своих неудач и трудностей; 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 6) индифферентно относится к результатам работы. «Патологический» - это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.
5 Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
I тип - неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
II тип - учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
III тип - неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
8 Причины неуспеваемости. I. Внутренние по отношению к школьнику. 1) Недостатки биологического развития личности: а) дефекты органов чувств; б) соматическая ослабленность; в) особенности высшей нервной деятельности отрицательно влияющей на учение; г) психопатологические отклонения. 2) Недостатки психического развития личности: а) слабое развитие эмоциональной сферы личности; б) слабое развитие воли; в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей. 3) Недостатки воспитанности личности: а) недостатки в развитии моральных качеств личности; б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр. ; в) недостатки в трудовой воспитанности. II. Внешние по отношению к школьнику. 1) Недостатки образования личности: а) пробелы в знаниях, специальных умениях; б) пробелы в навыках учебного труда. в) незнание русского языка. 2) Недостатки опыта влияний школы: а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр. ; б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.).
3) Недостатки влияний внешкольной среды: а) недостатки влияний семьи; б) недостатки влияний сверстников; в) недостатки влияний культурно- производственного окружения.
9 Виды помощи неуспевающим 1. Создавать для слабого учащегося ситуацию успеха. 2. Специальная система домашних заданий. 3. Определять перед учащимися учебную задачу, точно указав, что они должны уметь и иметь в процессе изучения данной темы. Вывешивать в классе перечень знаний и умений. 4. Показывать практическую значимость изучаемого материала. 5. Предлагать дифференцированные форма и виды заданий. 6. Разнообразить виды учебной деятельности во время урока. 7. Давать задания, которые позволят задействовать различные виды анализаторов в учебной деятельности. 8. Вести совместную работу с дефектологами, психологами.
10 Воспитательная работа в профилактике неуспеваемости. 1. Развитие познавательного интереса учащихся. 2. Организация предметных декад. 3. Организация шефской работы старшеклассников над учащимися начальной и средней школы. 4. Вовлечение неуспевающих учащихся во внеурочную деятельность для профилактики правонарушений и создания ситуации успеха. 5. Создание комфортного психологического климата во время урока и во внеурочной деятельности. 6. Создание системы работы с родителями.
11 Пути устранения отставания: педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия, воспитательное воздействие.
12 10 правил работы со «слабоуспевающими» 1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру. 2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно). 3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать. 4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми. 5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
13 6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. 7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения. 8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами. 9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба. 10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и. «слабоуспевающих».
14 Решение педсовета. Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей предметников по повышению качества знаний учащихся. Учителям предметникам усилить в своей работе личностную направленность образования Шире применять новые педагогические технологии преподавания предмета. На заседаниях школьных МО обсудить вопросы работы со слабоуспевающими учащимися. Рекомендовать учителям предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика, проводить коррекцию знаний по результатам.
15 Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты. Б. Мандевиль
16 Полезная информация. В исследованиях ученых встречается такая цифра – для прочных знаний надо повторить 400-500 раз! И еще одно информация, дающая пищу для размышлений. Знания формируются: 80% - начальная и основная школа; 10% - старшие классы; 5% - вуз. Остальное - практика в самостоятельной жизни. Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения - это школьные годы; что, каждый учится на свое будущее благополучие.
ПРИЛОЖЕНИЕ (для распечатки)
Памятка для работающих с неуспевающими обучающимися.
1. Ф. И. О. учителя.
2. Класс.
3. По каким предметам не успевает ребёнок.
4. Поведение обучающегося.
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные задания) используются в работе с учеником.
7. Кто привлечён к работе по преодолению неуспеваемости.
8. Сколько времени уже длится работа.
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.