Ловягина Ирина Анатольевна
Консультация для родителей «Игра как метод формирования положительного отношения дошкольников к учению»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительного отношения к учению выделяли игру.
Макаренко А. С. писал: “Вся история развития человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу”.
Ушинский К. Д. советовал включать элементы занимательности игры в серьёзный учебный труд учащихся. Это позволяет сделать продуктивной работу школьников.
По мнению К. Д. Ушинского, игра есть способ проникновения в действительную жизнь.
Публикация «Консультация для родителей „Игра как метод формирования положительного отношения дошкольников к учению“» размещена в разделах
По определению Выготского, игра - “пространство “внутренней социализации ребёнка”, средство усвоения социальных установок”.
Классификация развивающих игр и игровых приемов, способствующих развитию познавательных процессов дошкольника и формирующих положительно отношение у них к учению :
1. Пространственно-ориентационные задания:
- лабиринты;
- графические диктанты.
2. Логические задания: развитие математического аспекта мышления;
- развитие невербального мышления;
- развитие вербального мышления;
- аналитические задачи;
- загадки-шутки;
- шарады;
- кроссворды.
3. Задания на развитие памяти:
- развитие визуальной памяти;
- развитие аудильной памяти;
- развитие тактильной памяти.
4. Задания на развитие внимания
- поиск ошибок в тексте;
- составление картинок.
Использование метода игры на занятиях обеспечивает эффективность формирования положительного отношения дошкольников к учению благодаря тому, что именно в игре развиваются разные мотивы учения :
1. Мотивы общения:
- совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;
- при решении коллективных задач используются разные возможности;
- дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
- совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
2. Моральные мотивы.
В игре каждый ребенок может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
3. Познавательные мотивы:
- каждая игра имеет близкий результат (окончание игры, стимулирует к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения пели (нужно знать больше других).
- в игре команды или отдельные дети изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
- обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения.
- ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
- состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
- в игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ребенка, толкает на поиск ответа.
- в игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.
- игровая форма работы способствовала тому, что дети осознавали себя действительно субъектами учебной деятельности.