Анна Филипова
Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»
Уважаемые родители!
Ваш малыш совсем подрос и скоро пойдет в школу. Давайте поможем ему учиться с увлечением и преодолевать первые трудности обучения грамоте. Для этого, вам, как заботливым родителям, важно знать о некоторых причинах и профилактике нарушений чтения и письма.
Почему могут возникнуть эти нарушения?
Публикация «Консультация для родителей „Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей“» размещена в разделах
Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы в письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребенка отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только-только их исправил, и автоматизация этих звуков еще не закончилась. Что в таком случае происходит? Часто ребенок пишет так, как говорит.
1. Фонематические нарушения, сложности звуко-буквенного анализа. Физический слух у ребенка прекрасный и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие - звонкие. Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза. Лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши и не исправляем их. «КУБОВИЦА», «КАПЕТИК», «СКОРОДА» - в устах трехлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.
В группу риска входят дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированнсти фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.
1. Первичными причинами могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.
Если у Вашего ребенка есть предпосылки к возникновению нарушения чтения и письма, помните, что ошибки проще предупредить, чем корректировать в школе и расстраиваться из-за плохих отметок.
Давайте определим некоторые меры профилактики нарушений чтения и письма.
Что делать?
На этот вопрос ответил еще К. Д. Ушинский. Он писал: «. метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах:
• Приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове.
• Приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков.
• Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв.
• Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих.
• Приучить глаз и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные».