Лучший педагог года

Преодоление заикания в игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Юлия Недоборенко
Преодоление заикания в игровой деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Значение игры в развитии дошкольника

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста.

Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка — его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением.

На протяжении дошкольного периода игра становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни.

Публикация «Преодоление заикания в игровой деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра способствует развитию познавательных и нравственных сил ребенка. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их.

В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция.

Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней.

Это открывает широкие возможности применения игры в коррекционных целях.

Методика игровой деятельности направлена на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, самостоятельность, общительность, активность необходимых для социальной реабилитации заикающегося.

Данная методика используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, степени проявления заикания, этапов коррекционной работы.

2. Особенности поведение заикающихся детей в играх.

У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих.

Заикающиеся дети 4—5 лет предпочитают игры подгруппами из 2—3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста.

Среди заикающихся детей 5—6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть — в играх подгруппами в один-два человека, и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания.

У заикающихся детей 6—7 лет в коллективной игре и играх подгруппами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Отношение к коллективу играющих сверстников определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно более устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения.

В целом для заикающихся детей 4—7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников.

В результате исследования игровой активности заикающегося ребенка определяется его принадлежность к одной из следующих групп.

Группа А — дети, способные сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.

Группа Б — дети, умеющие предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

Группа В — дети, принимающие тему игры и роль от других детей или взрослых, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом сверстников, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от других играющих.

Группа Г — дети, способные играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого. Игровое место они готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; высказывают предложения по сюжету, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей; правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих. В действиях детей этой группы отмечается пассивность.

Группа Д — дети, редко участвующие в игре сами, затрудняющиеся входить в игру даже после предложения темы и роли сверстником или взрослым. По подсказке других они готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими. В действиях детей этой группы — выраженная пассивность, полное подчинение решениям других.

Логопед, целенаправленно используя игровую деятельность, постепенно способствует переходу заикающихся детей из групп Д, Г, В в группы А, Б.

3. Виды игр.

Развитие игровой активности заикающихся детей, исправление недостатков личности, коррекция поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.

Можно выделить следующие виды игр:

Дидактические игры. Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, пирамидами, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, пальчиковую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом.

Дидактические игры, нацеленные на формирование у детей правильной речи— обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические и познавательные процессы.

В дидактических играх наибольшее значение приобретает образец речи логопеда. Неизменность данных логопедом речевых стереотипов способствует в начале курса занятий спокойному общению детей.

Дидактические игры с четкими, строго упорядоченными правилами и действиями способствует воспитанию дисциплинированности, собранности, выдержки.

Игры с пением — хороводы и игры-инсценировки. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения.

Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

Кроме этого, игры с пением развивают внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузы, вовремя вступать в игру, менять движения и пр., чувство коллективизма, ответственности за общую игру. Они совершенствуют просодические компоненты речи (темп и ритм речи, паузацию, интонационную выразительность, фонетическое и логическое ударение); способствуют уже в начале курса использованию творческих элементов в играх.

Подвижные игры. С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи.

Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организованно поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство коллективизма.

Игры-драматизации. В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты, специально отобранные логопедом. Это тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся динамизмом, насыщенностью глагольной лексикой, четкой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы.

Вначале дети участвуют в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью логопеда и самостоятельно.

Игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские качества, дают сюжеты для игр настольного, кукольного и пальчикового театров, готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.

Творческие игры. Творческие игры отличаются высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словом, в процессе общения с другими участниками игры.

Творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне ее, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты. Творческие игры обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности и, прежде всего, речевой.

Для каждой возрастной группы наиболее важными являются разные виды игр.

Так, в работе с заикающимися детьми 4—5 лет на протяжении всего коррекционного курса ведущее место занимают игры с пением (хороводы).

На втором месте стоят подвижные игры с правилами. Причем, так как детям этого возраста с трудом удаются игры в мяч, для развития движений рекомендуются игры с лентами, флажками, цветами, обручами.

Третье место в системе занятий занимают дидактические игры, которые используются не только для воспитания игрового поведения, но и для коррекции нарушений звукопроизношения.

Большинство дидактических игр проводится за столом: дети спокойно сидят, выполняют мелкие движения пальцами, кистью руки, говорят вместе с логопедом по поводу осуществляемой деятельности.

Наряду с выделенными играми на занятиях используются игры-драматизации стихотворений, прозы, игры в настольный и кукольный театры, творческие игры по предложению логопеда и затем творческие игры по замыслу детей.

Для заикающихся детей 5—6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Игровая активность детей развивается по мере усвоения ролей: от второстепенных к главным, а также в процессе подготовки игрового места — атрибутики, декораций, масок и т. п. Участие в инсценировках с пением помогает детям произвольно выполнять движения, владеть собой и своим телом, общаться в коллективе, а песенный речитатив нормализует речь.

На втором и третьем месте находятся дидактические и подвижные игры с правилами. Они используются на всех этапах работы с детьми, усложняясь по темам и содержанию, в зависимости от речевых и поведенческих возможностей.

В возрасте 6—7 лет коррекция заикания обусловлена необходимостью обучения детей в школе в скором будущем. Поэтому в системе игр для детей этого возраста ведущее место занимают дидактические игры, удовлетворяющие потребности детей подготовительного к школе возраста в играх-занятиях.

На втором месте стоят подвижные игры с правилами, с элементами соревнования, которые воспитывают выдержку, умение объективно оценить свое поведение и результат игры.

Игры-драматизации, занимающие третье место в системе игр, формируют у детей умение быть в коллективе и общаться в нем, что облегчают готовые тексты.

4. Использование игровой деятельности в устранении заикания.

В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми все игры используются с учетом ряда принципов:

Принцип деятельности. Каждую игру следует считать деятельностью. Игра всегда предполагает выбор темы, сговор на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценку поведения детей (такое понимание игры позволит логопедам не смешивать игровое упражнение (с мячом, с проговариванием стихотворения под движения и т. п.) с игрой как формой деятельности).

Принципы системности, последовательности и учета возраста позволяют распределить игры в определенной системе с выделением наиболее важных для детей каждого возраста видов игр.

Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся, позволяет использовать игры таким образом, чтобы нормализовались моторные функции заикающихся детей, развивались их общительность, подражательность, повышалась игровая активность и т. п.

Принцип учета структуры дефекта реализуется при комплектовании групп детей, а также на первых типах коррекционной работы.

Принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционной работы.

Использование игровой деятельности в устранении заикания опирается на такие дидактические принципы, как доступность речевого материала в играх, последовательность игр — от простых, с готовыми правилами, к творческим; ведущая роль взрослого (логопеда, воспитателя, родителей). Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр.

Методика игровой деятельности применяется на разных этапах различно.

В период обследования логопед использует различные игры для выяснения структуры дефекта, психофизических и личностных особенностей детей, для определения характера их игровой деятельности. Используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т. п.

В период максимального ограничения речи (режим молчания и шепотной речи) целенаправленно подобранные игры помогают логопеду и воспитателю затормозить неправильные речевые проявления и создать условия для воспитания облегченных форм речи — сопряженной и отраженной.

Во время режима молчания с детьми проводятся дидактические игры без речи, например, положить в корзинку все железное, или все деревянное, или бумажное; игры с мозаикой; строительные игры; сложить картинку из частей и т. п.

В период шепотной речи рекомендуются спокойные игры с разборными игрушками, мозаикой, строительным материалом, конструированию и игры на расслабление, например, «Мы спим», «Мы отдыхаем».

Продолжается работа по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом.

Далее осуществляется переход к вопросно-ответной речи, которая также воспитывается постепенно — от полных ответов на вопрос до умения вести диалоги различной сложности. В течение этих недель воспитывается в полной мере поведенческая активность и самостоятельность: все дети группы по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх, исполнителями главных ролей, режиссерами игр (с помощью логопеда). Диалоги детей в играх, построенные в форме вопросов и ответов, способствуют активизации поведения обоих участников диалога

Это создает базу для перехода к самостоятельной речи — подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в творческих играх по замыслу самих детей).

Закрепление навыков активного общения осуществляется в играх-представлениях, творческих играх с речевым материалом любой сложности, на занятиях по программному материалу, в свободной игровой и неигровой деятельности детей.

Литература:

1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М. : В. Секачев, 1998. —— 304 с. : ил.

2. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М. Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. II : Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 431 с. – (библиотека учителя-дефектолога).

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников : Книга для логопедов. –– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.

4. Волкова Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. - Л., 1976. - С. 26 - 58.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!» Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Звучит музыка.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление заикания в игровой деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 00:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преодоление заикания в игровой деятельности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Недоборенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД