Виктория Здвижкова
План по самообразованию «Преодоление затрудненного общения у детей посредством развития невербальной коммуникации»
▼ Скачать + Заказать документы
на 2017–2018 учебный год
Тема:
«Преодоление затрудненного общения у детей посредством развития невербальной коммуникации».
Актуальность
Проблема полноценного развития ребенка, начиная с раннего дошкольного возраста, подтверждается как общественными ожиданиями по отношению к дошкольному образованию, так и государственным заказом, отраженном в ряде документов федерального уровня [ФЗ об образовании в РФ, ФГОС].
Публикация «План по самообразованию „Преодоление затрудненного общения у детей посредством развития невербальной коммуникации“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одной из тенденций дошкольного образования сегодня является интеллектуальная акселерация ребенка, «овзросление» дошкольного образования. К сожалению, сегодня мало кто из родителей задумывается над тем, что ранняя интеллектуальная акселерация может нанести вред здоровью. Родители направлены на то, чтобы максимально использовать интеллектуальные резервы маленького человека, совершенно неверно трактуя идеи раннего развития.
А. Г. Асмолов, один из разработчиков Федерального государственного стандарта, отмечает, что чтение в дошкольном возрасте является побочным продуктом, главное для дошкольника – игра и деятельность. Автор отмечает, что очень часто перегруженные, недоигравшие дети в последствии становятся невротиками.
Большое количество соматических заболеваний имеют в своей этимологии эмоциональную составляющую. Интеллектуальное развитие ребенка не является гарантом его успешной социализации на всех возрастных этапах жизни. Нарушения эмоционального развития порождают проблемы социально-психологической адаптации. Не случайно в требованиях ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования поддержка позитивной социализации определяется как основное ее предназначение.
Причинами затрудненного общения могут выступать когнитивно-эмоциональные нарушения, так и проблемы в невербальной коммуникации.
Неразвитые навыки общения: неумение интерпретировать жесты собеседника, вялые жестомимические проявления, неумение «считывать» информацию своего собеседника, бедность интонационной выразительности становятся причиной сложности в установлении контакта, общения со сверстниками, в результате чего, может быть ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем, успешное становление отношений ребенка со сверстниками - важнейшее условие его развития. Для преодоления затрудненного общения можно использовать комплекс мер, одним из которых являются средства невербального общения.
Таким образом, значимость невербальных средств общения в становлении навыков конструктивного взаимодействия с окружающими подчеркивает необходимость специальной работы по ознакомлению детей с их разнообразием и особенностями использования.
Анализ примерных образовательных программ показывает, что в них определены некоторые задачи, но не разработано содержание работы по данной теме, нет четких методических рекомендаций.
Цель: Преодоление затрудненного общения у детей посредством развития невербальной коммуникации.
Задачи:
1. Выявить затруднения в общении дошкольников.
2. Формировать понятия о невербальных средствах общения, навыки конструктивного общения (способствовать преодолению затрудненного общения).
3. Развивать активное внимание, память, воображение.
4. Способствовать двигательному раскрепощению и преодолевать замкнутость, пассивность, скованность детей во время общения.
5. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
6. Установить взаимодействие со специалистами МБДОУ «Детский сад № 8 «Умка» и родителями по проблеме.
7. Повышать уровень психолого-педагогической грамотности родителей.
Планируемые результаты (целевые ориентиры)
Дети:
1. Проявляют эмпатию и толерантность, позволяющие использовать модель оптимального общения; уменьшается количество детей, имеющих затруднения в общении;
2. Могут интерпретировать жестомимические проявления партнеров по общению;
3. Используют выразительные и адекватные жесты и мимику, что создает возможность для самовыражения.
Родители:
1. Обращают внимание на развитие невербальной коммуникации и преодоление затруднений в общении;
2. Используют полученные знания в процессе общения с детьми.
Педагоги:
1. Организуют эффективное взаимодействие с детьми;
2. Участвуют во взаимодействии специалистов и воспитателей по развитию невербальных средств коммуникации;
3. Разрабатывают методическое сопровождение по развитию средств невербальной коммуникации и преодоление затруднений в общении у детей;
4. Принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, издают методические рекомендации по проблеме.
Методы педагогического воздействия:
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
- Наглядные методы: метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий); наблюдение
метод демонстраций (приборов, опытов, способа действия).
- Практические методы: упражнения на закрепление материала, на применение изученного в новых условиях.
- Игровые методы: дидактические игры, воображаемые ситуации.
Формы работы с детьми
1. На первых занятиях необходимо сформировать понятия о невербальных средствах общения: подвести к пониманию того, что кроме языка, речи, существуют и другие, не менее важные средства эффективного взаимодействия. Учить понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам, жестам.
• Беседа (можно ли человеку разговаривать без слов? и др., игровые упражнения («Приветствие», «Спина к спине» и т. д.)
• Театрализованное представление «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром».
• Изобразительная деятельность - «Дорисовывание». Цель: Учить передавать при помощи изобразительных средств различные эмоциональные состояния.
• Музыкально-ритмическая деятельность - Слушание, движение под музыку.
2. Далее мы знакомим детей с различными эмоциями (радость, страх и т. д.) и формируем умение адекватно использовать невербальные средства в общении.
3. Учим распознавать по внешним признакам состояние гнева, анализировать причины его возникновения. Учим показывать изучаемую эмоцию при помощи невербальных средств коммуникации.
• Инсценировка «Как собака с кошкой враждовать стали».
• Изобразительная деятельность - «Нарисуй свой гнев».
• Игра-соревнование «Удивительное – рядом!».
Детям предлагается соревнование «Кто больше вокруг себя найдет того, чему можно удивиться?». Каждый говорит фразу: «Я удивляюсь… потому что…» например, «Я удивляюсь тому, что люди придумали мобильные телефоны, потому что мне мама рассказывала о том, как в ее детстве не было мобильных телефонов».
4. Расширяем представления детей о средствах невербальной коммуникации.
Перспективный план самообразования на 2017-2019 учебный год
Организационно – теоретический (Сентябрь – октябрь)
Цель: Повышение своей профессиональной компетенции.
1. Изучение нормативных документов;
2. Изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме;
3. Анкетирование родителей;
4. Определение уровня затрудненности общения у детей;
5. Составление перспективного плана;
6. Прогнозирование результатов.
Форма отчетности: Консультация для родителей «Преодоление затрудненного общения у дошкольников».
Накопительно – практический (Октябрь – апрель)
Цель: Преодоление затрудненного общения у детей посредством развития невербальной коммуникации.
1. Проведение системы мероприятий направленных на развитие невербальной коммуникации (по плану);
2. Консультации для педагогов ДОУ;
3. Привлечение родителей к пополнению РППС играми и пособиями по данной теме.
4. Освещение данной темы на своем мини-сайте.
Форма отчетности: Консультация для педагогов ДОУ «Формы и методы работы с детьми по развитию навыков невербального общения».
Заключительный этап (Май)
Цель: Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к данной теме.
1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе;
2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе);
3. Планирование деятельности и перспектив развития.
Форма отчетности:
1. Презентация «Преодоление затрудненного общения у дошкольников посредством развития невербальной коммуникации».
2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на своем мини-сайте.