Фатеева Екатерина Александровна
Статья «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Примерно, 4-10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков.
Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивые.
Темочки:
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга.
Возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди. С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее. Полная картина синдрома разворачивается к 7-12 годам.
Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концетрации внимания, повышенной отвлекаемости, дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту - социальная дезадаптация.
Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Необходимо знать, что не во всех случаях проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:
- возникает в возрасте до 8 лет;
- присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);
- вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;
- признаки сохраняются не менее 6 месяцев;
Основные принципы взаимодействия с ребенком
1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.
2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.
3. Меньше замечаний – больше похвалы.
4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Методы проведения логопедических занятий
1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.
2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе.
3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.
5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно – развивающим, но и интересным.
6. Использовать разнообразный наглядный материал.
7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.
8. Не давать многоступенчатых инструкций.
9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.
Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне усложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку».