Татьяна Устюгова
Преемственность ФГОС ДОи ФГОС НОО в вопросах экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального школьного образования – это важный этап преемственности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Природа, планета Земля, экология
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Использование современных образовательных технологий в организации образовательного процесса с детьми побудило поиск точек соприкосновения ДОУ и школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС ДО и НОО.
Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС ДО и НОО.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной школы:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
• опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Цель на дошкольной ступени: формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине, о планете Земля как общем доме, об особенностях ее природы. (ФГОС ДО)
Наш детский сад работает по Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство». Вопросы экологического воспитания рассматриваются в ней в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Ребенок открывает мир природы». Для решения задач этого раздела мы используем методическое пособие Ольги Алексеевны Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
В старшем дошкольном возрасте мы используем:
1. Наблюдение как способ познания многообразия природного мира (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон, выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Дети и родители в совместной деятельности готовят сообщения и презентуют их перед сверстниками. В школе продолжается эта работа – усложняется углублением и расширением экологических знаний, дети составляют проекты «Мои домашние питомцы», «Моя малая родина».
2. Так же используем в детском саду самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т. п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов. У нас есть картотека опытов и экспериментов для детей всех возрастных групп. В школе дети анализируют и делают выводы на основе жизненного опыта и самостоятельной практической деятельности.
3. В детском саду сравниваем объекты и явления природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация. В развивающей предметно-пространственной среде группы имеются дидактические игры «Ветки и детки», «Парочки» (дикие и домашние животные, растения и цветы, птицы, «Деревья наших лесов», «Животные, обитающие на территории нашей страны», «Кто, где живет?», лото «Животные Арктики и Антарктики» и др. В школе используются кроссворды на разные экологические темы, соображалки, направленные на аналитическую деятельность, а также составление описательных рассказов по плану.
4. В детском саду выявляем благоприятное и неблагоприятное состояние растений (завял, пожелтел и т. п., подбираем соответствующие способы помощи. Используем модели правильного ухода за растениями. В школе дети продолжают ухаживать за растениями, составляют памятки по уходу за растениями.
5. В детском саду развиваем представления о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата). В школе используется технология неоконченного предложения «Знаете ли вы, что голоса птиц – это их…»
6. Для установления цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года) используем календари.
7. В детском саду формируем представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах. Мы используем модели роста растений и их развития, модели признаков живого. Обобщаем представления о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). В школе продолжается эта работа.
8. В детском саду идет накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Воспитываем понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей. Используем модель «Лес – многоэтажный дом» (С. Н. Николаева)
9. В детском саду учим особенностям поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья, учим природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники). В школе дети выполняют практические работы «Откуда берется и куда девается мусор?», а так же рассматриваются правила поведения в лесу.
10. В детском саду мы раскрываем многообразие ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Происходит элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Высказываем предположения о причинах природных явлений, рассуждаем о красоте природы, обмениваемся догадками о значении природы для человека, составляем творческие рассказы, сказки на экологические темы. В школе детям предлагается пофантазировать и придумать свою историю на основе экологических знаний.
11. В детском саду мы добиваемся осознанного применения правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности. В школе решаются экологические задачи – дети должны сделать выбор и обосновать ответ. Например, какую лучше кормушку выбрать для птиц, почему.
Все это содержание по экологическому воспитанию сопровождается работой в тетради «Добро пожаловать в экологию!» для детей всех возрастных групп (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Рабочая тетрадь предназначена для практических занятий с детьми. Все задания соответствуют авторской программе Воронкевич О. А. с одноименным названием и позволяют значительно повысить эффективность обучения детей в области экологического образования. Тетрадь может быть использована не только в группе детского сада для коллективных занятий, но и родителями для совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Таким образом, после проведенного анализа, обмена опытом во время встречи с учителем начальной школы, можно сделать вывод, что преемственность в вопросах экологического образования, несомненно есть, это повышает качество образования в целостной системе образования.