Дьячкова Елена
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями, детьми и педагогами
▼ Скачать + Заказать документы
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями, детьми и педагогами
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности.
Публикация «Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями, детьми и педагогами» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов дошкольного образования.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако, дошкольное образование существенно отстает от процессов, происходящих в школе и в обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят и в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной сети Интернет, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
Процесс информатизации в ДОУ обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных сетей Интернет.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу ДОУ в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление документации, отчетов. С помощью компьютера можно не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
6. Оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных карточек;
7. Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей;
8. Оформление «родительских уголков» и информационных стендов;
9. В поисках новых продуктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников, так как старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя.
Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детского сада, к которым относится:
• В функциональные обязанности руководителя ДОУ входит обеспечение эффективного взаимодействия с родителями
• Старший воспитатель мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьей, привлекает к их решению родителей и общественность. Организовывает просветительскую работу для родителей.
• Педагог – психолог создает психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса. Формирует психологическую культуру родителей и педагогов.
• Старшая медицинская сестра организует совместную работу с семьей по воспитанию здорового ребенка
• Воспитатель детского сада управляет процессом взаимодействия с семьей воспитанников.
Каждый уровень системы управления находиться в рамках должностных обязанностей и инструкций.
Роль заведующего и старшего воспитателя – управление в зоне ближайшего развития социально – педагогического взаимодействия, поддерживающее педагогов и родителей в решении проблем, направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия.
Семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряжённость, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Посещаемость родительских собраний в ДОУ составляет около 50% от общей численности родителей. В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель занят с детьми и не может уделить должного внимания в общении с родителями. В связи с этим, появилась необходимость поиска новых продуктивных форм взаимодействия с родителями, создания единого информационного образовательного пространства.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями :
• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• рост объема информации;
• обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
• создание электронных газет, журналов.
В соответствии с приказом об обеспечении создания и ведения официальных сайтов в сети «Интернет» был создан сайт ДОУ (alenka 2094@mail.ru, где регулярно размещается информация о нашем МБДОУ.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах. На этом этапе педагогам ДОУ необходимо стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
С введением в действие ФГОС, выдвигаются особые требования и к ребенку, поступающему в школу. Выпускнику ДОУ необходимо обладать определенной суммой конкретных знаний, умений и навыков, а также совокупностью качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к системному обучению в школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, детский сад возрождает свои добрые традиции - в образовательную деятельность возвращается игра как ведущий вид деятельности.
Игра в жизни дошкольника - это деятельность познавательная, которая представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его социальной действительности.
В чем же новизна? Изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности происходит через доступные и интересные формы работы.
Каковы же основные направления развития ИКТ?
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки» : развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры.
Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования ученых многих стран.
• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов : необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Все знают как опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Поэтому периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.
Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет.
Как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».
При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей и быть отличным подспорьем для педагогов.
Еще одно направление использования ИКТ в детском саду – это управленческая деятельность. В современных условиях развития системы дошкольного образования к руководителям предъявляются большие требования. Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела кпониманию того, что необходимы новые подходы к управленческой деятельности.
Компетентный руководитель должен быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, правовой, социальной сферах, внедрять в практику работы ДОУ научно-педагогические достижения и современные образовательные технологии. Сегодня вся деятельность руководителя, так или иначе, связана с ИКТ.
Делопроизводство, размещение информации на государственных порталах, презентация информации о деятельности ДОУ на рынке образовательных услуг через официальный сайт учреждения, взаимодействие с социальными партнерами и общественностью и многое, многое другое.
Хочется отметить, что ИКТ – отличный помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной работы. Использование нового уровня оформления и представления информации имеет следующие результаты:
• Повышение эффективности методической работы в ДОУ;
• Рост уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов;
• Развитие творческого потенциала как молодых педагогов, так и педагогов - стажистов.
В заключении следует заметить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет работы самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.
Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов в ДОУ, а самое главное – сделать ее наиболее эффективной.