Марина Леонова
Предметно-развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности,
которая не находилась бы в прямой зависимости
от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»
Е. И. Тихеева
Уважаемые коллеги!
Услышанное вами высказывание принадлежит Елене Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2019
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив реализовать собственные возможности.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного 17 октября 2013года и вступившего в силу с 1 января 2014года.
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка, а также создание интерьера в помещении ДОУ.
Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
Понятие интерьера включает в себя детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора, подобранные с учетом выбранного стиля. Форма в дизайне нашей группы ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора в группе и в саду в целом, должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В своей группе мы стараемся продумать, рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных зон и уголков.
Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов.
Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разносторонней деятельности.
Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: важно, чтобы предметно-пространственная развивающая среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Только такая среда будет способствовать успешной социализации ребенка в ДОУ.
Предметно-развивающая среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния.
Предлагаю рассмотреть предметно-пространственную развивающую среду в моей группе, разделенную на определенные зоны и центры:
Учебный центр.
Центр «Сюжетно-ролевых игр».
Центр «Занимательной математики».
Центр «Строительно-конструктивных игр».
Центр «Основ безопасности».
Центр «Если хочешь быть здоров!»
Уголок уединения
Центр речевого развития.
Музыкально-театральный центр.
Рассмотрим некоторые из центров и их оснащение более подробно.
1. Учебный центр. Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство.
Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью,
во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью)
и в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий.
Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации, и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности).
2. Центр «Сюжетно-ролевых игр». Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».
В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.
Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
3. Центр «Занимательной математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик, современные пазлы, достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук.
Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры: «Логические блоки» Дьенеша, счётные палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» и «Дроби» Никитина, игра-головоломка «Змейка» Воскобовича, «Соты» Кайе, Колумбово яйцо.
«Магформерс» — это развивающий магнитный конструктор нового поколения. Он состоит из деталей простых геометрических форм: треугольников, квадратов, ромбов и многих других, которые легко соединяются между собой силой магнитного притяжения.
Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
4. Центр «Строительно-конструктивных игр». Данный центр хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.
Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Здесь в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.
Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.
В процессе игры с металлическим конструктором ребенок развивает логическое мышление: следуя инструкции, он продумывает, какая деталь идет следующей, что и в какой последовательности нужно собрать. Скрепляющим материалом являются болты, шурупы, гайки, и чтобы подобрать нужные по размеру гайку и болт, ребенку необходимо проявить усидчивость, терпение, внимательность, чтобы в итоге получилось то, что необходимо. При работе с мелкими деталями у ребенка развивается мелкая моторика.
Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
5. Центр «Основ безопасности». Здесь подобран демонстрационный материал по пожарной безопасности, по безопасности в быту, в природе, по правилам дорожного движения. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.
Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
6. Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей, например, «Дорожка здоровья».
Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.
На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.
Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.
Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
7. Уголок уединения. Немного удален ото всех центров уголок уединения. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Поиск инновационных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Спасибо за внимание!