Ольга Васильева
«Праздник русской ложки». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Пе-терсон, И. А. Лыковой.
Возрастная группа: средняя группа (4 – 5 лет)
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : в мире искусства «Фольклор»
Тема: «Праздник русской ложки»
Ведущая образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Цели: развитие речедвигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.
Задачи:
Публикация «„Праздник русской ложки“, Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Образовательные: закрепление знаний о деревянной ложке, приёмов игры на ложках; закрепление понятий о звуке (звонкий, глухой, тихий, громкий.)
Развивающие : развивать речедвигательную сферу детей, фонематический слух, чувство ритма, четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой; развивать слушательские навыки.
Воспитательные: воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений и т. д., обогащать духовную культуру детей через игру на ложках.
Тип занятия: тематическое.
Виды детской деятельности : коммуникативная, музыкальная, двигательная, игровая.
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности : беседа с использованием ИКТ, игра на деревянных ложках, дидактическая игра.
Оборудование: коробка для деревянных ложек, деревянные ложки по количеству детей.
Техническое оснащение: мультимедийная установка, музыкальный центр
Ход НОД:
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Мы хотим всем пожелать доброго утра, а поможет нам в этом песенка, которая так и называется «Доброе утро».
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (О. Арсеневская)
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Мы хотим всем пожелать доброго утра, а поможет нам в этом песенка, которая так и называется «Доброе утро».
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (О. Арсеневская)
Музыкальный руководитель : Я сегодня с собою принесла ложки расписные, красивые, резные! (открывает коробочку) Ой, ребята, а где же ложки, вы их не видели?
Дети: нет!
Появляется Антошка (плачет) :
Антошка: Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья нашел, для сахара нашел, для повидла нашел, а для каши нет!
Музыкальный руководитель : Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?
Антошка: А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие (показывает) маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Вот и ищу свою большую! (ударяет ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!
Музыкальный руководитель : Антошка, ведь это не простые ложки. Ребята, а вы знаете, что еще можно делать ложками?
Дети: на них можно играть
Антошка: Разве они могут играть, это же ложки – так деревяшки.
Музыкальный руководитель : Да, правильно ты заметил, Антошка, ложки делают из дерева. Антошка, а ты знаешь, как появились ложки? И почему ими не только кушают, но и играют на них?
Антошка: Нет.
Воспитатель: Мы сейчас тебе расскажем о том, как появилась русская ложка.
Просмотр презентации «Русская ложка»
Воспитатель: : Давным давно ложки изготавливали из камня и из глины. Ложки были предметом домашнего обихода.
Ребята, из чего сделаны наши ложки?
Дети: из дерева
А из какого дерева делают ложки?
Дети: Из осины, берёзы, ольхи, липы.
Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки. Как они называются?
Дети: баклуши.
Специальными инструментами из баклуш вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
А что делали, что бы ложки стали красивыми?
Дети: Мастера расписывали и украшали их разными узорами
Готовые ложки обжигали в печи и покрывали лаком.
Сейчас русские деревянные ложки считаются сувениром и музыкальным инструментом.
Музыкальный руководитель : Ребята, как называют людей, которые играют на ложках?
дети: Ложкари
А вы слышали, как играют на ложках?
дети: Да
В нашем саду есть ансамбль ложкарей и они пришли к нам в гости, чтобы показать, как они умеют играть на ложках.
Входят дети подготовительной группы.
1 ребенок: На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ -
Сам себе и швец, и жнец,
И на ложечках игрец!
2 ребенок: Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские -
Ложки деревенские!
3 ребенок: Ложки знает целый мир,
Ложки – русский
сувенир.
Трели наших ложкарей -
Веселят они людей!
4 ребенок: Звонкие, резные,
Ложки расписные
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
Исполняется композиция на ложках "Ой, блины, блины".
Антошка: Здорово, тоже хочу так научиться.
Музыкальный руководитель : Ребята, а вы хотели бы научиться играть на деревянных ложках?
дети: да
5 ребенок: Тогда ложки разбирайте
И учиться начинайте.
Дети подготовительной группы отдают ложки, уходят.
Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите на ложки. У ложки есть черенок и черпачок (от слова черпать). Держать ложки нужно за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Звук издает "пяточка", вот она. (Показать). Ударяя пяточкой по пяточке ложки, получается красивый звонкий звук. Пожалуйста, попробуйте.
Дети пробуют играть, педагог контролирует и подсказывает.
Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Что бы вам было удобно играть, а вам предлагаю встать.
Прежде чем начинать играть, мы должны вспомнить приёмы игры на ложках и выполнить ритмические упражнения. Для этого нам нужно посчитать. Вы умеете считать?
Дети: Да
Приемы игры на ложках :
«Ладошки» - одновременные удары обеих ложек «пяточкой» по «пяточке».
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили,
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!
Дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает слова.
«Блинчики» - ложки держим перед собой, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.
Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.
Дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает слова.
А если мы попробуем стукнуть ложками, как бы скользя, получится совсем другой звук. Этот прием называется "Тарелочки".
На тарелочке блиночки
Вот для сына и для дочки.
Дети пробуют играть, педагог контролирует и подсказывает детям.
Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»
Послушайте, на что похож этот звук?
дети: На лошадку
А какой это звук? Звонкий или глухой.
дети: Глухой.
Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
Еду, еду к бабе к деду
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Ритмично ударяя в ложки, идут по кругу.
Дети пробуют играть, педагог контролирует и подсказывает детям.
И так, ребята, еще раз вспомним:
Как правильно держать ложки?
дети: За черпачок.
Какой звук получится, если держать обе ложки за черпачок?
дети: Звонкий
А как, получить глухой звук?
дети: надо держать за черпачок
Ну что ж, вы были очень внимательными и старались. Значит, мы готовы показать свой первый концерт.
Исполнение на ложках по показу педагога р. н. м. "Ах, вы сени, мои сени".
Дети проходят на места.
Антошка: Здорово! Мы были как настоящие артисты. Но я так и не нашел свою большую ложку.
Музыкальный руководитель : Не расстраивайся, Антошка! Я подарю тебе свою большую ложку, но сначала поиграй с нами в игру "Найди ложку".
Антошка: С удовольствием. А как мы будем играть?
Музыкальный руководитель : Сейчас мы спрячем её, а ты будешь искать. А помогут нам музыкальные деревянные ложки, на которых мы с ребятами будем играть. Если мы играем тихо – значит ты далеко от ложки, а если заиграем громче – значит уже близко.
Проводиться игра «Найди ложку». В конце игры Антошка находит свою большую ложку.
Антошка: Ура, Ура, у меня новая большая ложка! Спасибо вам! Наверное, и каша уже готова, побегу на кухню. До свидания, ребята!
дети: до свидания
Музыкальный руководитель : Ну, вот ребята, наша встреча подошла к концу, Сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, из чего и для чего их делают?
Ну, что же, нам пора прощаться с нашими гостями.
- До свидания!
Под музыку дети уходят в группу.