Лидия Безъязыкова
Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье представлен опыт работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста, по повышению правовой грамотности родителей. Данная тема актуальна в свете нового Федерального государственного образовательного стандарта. Мало кто из родителей в точности знает, на что имеет право их ребенок при посещении детского сада, что приводит к непониманиям и конфликтам. Что и дало нам почву для ознакомления и родителей, и детей с их правами и обязанностями.
Публикация «Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
Ключевые слова: правовое образование детей старшего дошкольного возраста; правовые умения детей старшего дошкольного возраста;
формирование правовых умений детей старшего дошкольного возраста;
социально-ориентированный подход; правовой подход.
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.
Вот, что говорил о правах Гольбах
«Права – это все то, что справедливые законы общества позволяют де-лать его членам для их собственного счастья»
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: обще-ство нуждается в социально зрелых свободных личностях обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в усло-виях соблюдения правовых норм исключающих нарушение прав досто-инств детей.
Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он ста-нет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли?
Скорее всего, что, начинать приучать ребёнка жить в правовом государ-стве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. Дошкольный возраст особый период в жизни человека.
Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который да т основание называть ребенка личностью.
(Л. И. Божович)
Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша есте-ственно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отно-шение к миру и людям. Потенциал ребенка в области его интеллектуаль-ного и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упу-щенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполня-ются или восполняются с трудом.
В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познаватель-ные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выде-лены следующие блоки:
1. "Мои права и обязанности”;
2. "Моя страна”;
3. "Гражданин мира”.
Средствами формирования основ правовой культуры у дошкольников являются :
1. Любая совместная деятельность, где необходимо согласовывать свою деятельность с действиями других детей. Это может быть игровая, обра-зовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность, в ко-торой детям необходимо согласовывать свои действия и поступки с дей-ствиями и поступками других членов детского коллектива. Каждый вид детской деятельности и, прежде всего игра, формирует у детей умения со-подчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить взаимовыгодные реше-ния, добиваться общего результата.
2. Социокультурная среда, окружающая ребенка:
- учреждения культуры: театры (драматические, кукольные, музыкаль-ные, музеи (краеведческие, художественные, народного творчества);
- учреждения социального назначения: больница, почта, аптека, ателье, промышленные и продуктовые магазины, кафе и т. п. ;
- административные учреждения: администрация, милиция, суды и т. д.
- архитектурные, монументальные достопримечательности города (архи-тектурные ансамбли, памятники, здания, такие учреждения, которые яв-ляются своеобразной визитной карточкой города Юрга и делают его уни-кальным и неповторимым;
- историко-культурные даты (государственные и региональные праздники, торжественные события, юбилеи в детском саду);
- центральные и прилегающие к дошкольному учреждению улицы (крат-кая история их названия). Социокультурная среда города содействует обогащению восприимчивой детской души впечатлениями, развитию и поддержанию интереса к повседневной жизни, расширению кругозора, позволяет ребенку соотнести себя с окружающим миром, знакомит дошкольников с элементарными правами человека, помогает накапливать начальный нравственно - правовой опыт.
3. Художественные средства - художественная литература и фольклор (пестушки, заклички, поговорки, пословицы, загадки, сказки, легенды, былины, сказания); адаптированные для детей жизнеописания знаменитых граждан; современные литературные произведения;
- изобразительное искусство (живопись, скульптура, архитектура, графи-ка, декоративно-прикладное искусство);
- музыка (песни, оперетта, детская опера, мюзикл, танцы). Уникальность Российской культуры заключается в том, что она вобрала в себя самобыт-ность культур разных народов в единой культуре России. Приобщаясь к ценностям культуры, особенно посредством произведений устного народ-ного творчества, ребенок усваивает нравственно-правовые представления народов своей страны, имеет возможность сравнивать и приблизиться к пониманию единых общечеловеческих ценностей различных народов. Художественные средства обладают сверхмощным зарядом, который спо-собствует глубокому погружению в историю и культуру своей страны, позволяет отследить преемственность российских поколений, взращивает начала понимания и взаимодействия в окружающем мире.
4. Средства массовой информации (СМИ). К компонентам этой группы относятся:
- телевидение, радио, периодические издания (газеты, журналы). Ценность этой группы средств заключается в предоставлении дошкольнику возможности самостоятельно получать и "добывать" информацию из различных источников, перерабатывать ее и использовать в общении с детьми и взрослыми.
СМИ имеют возможность приобщать детей к правам и свободам челове-ка, демонстрировать реальную правовую культуру общества и личности, ценностные модели поведения. Хотя в настоящее время СМИ оказывают и негативное воздействие на формирование правовой культуры личности, но грамотно организованный педагогический подход позволяет предот-вратить последствия полученной ребенком негативной информации.
Большое место должно занимать воспитание основ правового со-знания, формирование у детей элементарных представлений о своих пра-вах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международ-ных документах по правам ребёнка. Государство взяло на себя обяза-тельство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Ребенок имеет право на семью.
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными воз-можностями).
Нормативно-правовые документы по правам ребёнка :
Всеобщей декларации прав человека (1949 год)
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития де-тей (1990).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
Семейный кодекс Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
Устав учреждения.
И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.
Но надо помнить!
• Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответ-ствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.
• Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод че-ловека. Следует на уровне понимания донести до детей ту информацию, которая помогла бы уберечь детей от насилия и несправедливости в первую очередь со стороны взрослых. В данном вопросе просто необхо-дима помощь родителей, тесное сотрудничество с семьей.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют те-лесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную стро-гость. При этом большинство родителей не придают значения пережива-ниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредмет-ными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для раз-вития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальней-шую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье.
Поэтому задачей педагога является ведение правового просвещения ро-дителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и досто-инства детей.
«Миссия педагога быть полномочными представителями и посред-никами ребенка перед лицом общества»
И Кириллов.
Роль педагога дошкольного образовательного учреждения, как орга-низующего начала правового воспитания в системе «воспитатель — ребе-нок - родитель» заключается не только в формировании у детей элемен-тарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий для их практического применения, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.
Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная си-туация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства вполне распространенное явление.
Ежедневно взрослые ходят на работу –
Кто недавно, а кто много лет.
И каждый день у всех одни заботы –
Свободных дней у нас почти что нет.
А рядом подрастают наши дети,
Бегут в детсадик, школу, институт.
И ох, как трудно нам порой заметить,
Какими же они у нас растут.
Прислушайтесь к их разговорам, люди.
Они вершат над нами страшный суд.
Ведь в играх детских, спорах, ох как часто
Проблемы очень взрослые встают.
Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, уста-новками. Она предполагает умение и готовность личности решить жиз-ненные проблемы, жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать. Говоря о нашей работе, хочеться подчеркнуть, что главным показателем достигнутых результатов может служить атмосфера дружелюбия и взаимоуважения в группе, дети стали более доброжелательны, умеют выслушать друг друга. Ребята стали вежливее, между ними больше понимания и сочувствия, меньше конфликтов, раздоров, обид.
Литература
1. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. - М. : - 1995.
2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
3. Зверева О. П. - Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.
4. Иванова Н. П. Воспитание детей в семье в контексте социальных измене-ний//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
5. Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2002.
6. Мордовец А. С., Магометов А. А., Силантьев Л. В., Чинчиков А. А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.
7. Такахо М. Х., Гридасова Ж. В. Правовое воспитание детей как инновацион-ная форма дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Кон цепт». 2016. – Т. 10. – С. 76-80.