Елена Маметьева
Опыт работы «Правила здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей - большая радость и большая ответственность. Недостаточно обеспечить материальное благополучие - необходимо, чтобы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной и в работе нашего детского сада № 42 «Теремок».
Темочки:
За многолетний опыт моей работы с детьми дошкольного возраста, я с сожалением замечаю, поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений, недостаточный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук. И одной из причин таких результатов, является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей.
В каждой семье свое представление об оздоровлении детей. И более удачно развивается та семья, в которой в начале семейных отношений вырабатывается единая семейная концепция на основе представлений отца и матери о здоровье, а затем появляются свои семейные традиции, характерные только для этой семьи. Здоровые дети – заслуга в первую очередь родителей.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Поэтому в группе «Капитошка», где я работаю, накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы. Нами разработан перспективный план занятий, бесед, консультаций для родителей, физкультурные мероприятия по воспитанию навыков здорового образа жизни и укреплению здоровья.
В своей работе успешно применяем программы В. Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», Маханевой М. Д. «Здоровый ребенок», авторские методики: А. С. Галанова «Игры,которые лечат», дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, оздоровительную технологию Ф. Базарного.
С чего же следует начинать воспитание здорового ребёнка?
Пожалуй, с самого простого и в то же время самого трудного – соблюдения режима дня. Пожалуй, не существует таких людей, которые не осознавали бы всю пользу утренней зарядки. Нужно выполнить всего несколько упражнений и организм уже проснулся, вошел в рабочий ритм.
Однако далеко не все семьи воспитывают желание заниматься спортом с детства, а если такое желание у детей уже есть – то абсолютно его не поощряют. Лишь только в детских учреждениях утренняя зарядка считается важнейшим компонентом двигательного режима и, соответственно, ценится особенно высоко. С нее начинается день у ребенка в детском саду и от того, каким будет это начало, зависит его настроение на целый день. Проводится зарядка с детьми ежедневно, в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников. После утренней зарядки дети должны быть бодрыми – никакой усталости, лица их довольны и радостны, пропадает сонливое состояние, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Выполнение правил гигиены – также важное условие воспитания здорового ребёнка.
Водные процедуры в сочетании с утренней гимнастикой улучшают общее состояние и функциональные возможности организма, вырабатывают иммунитет.
Хочу обратить внимание родителей на процедуры закаливания. Не обязательно заставлять ребенка моржевать или обливаться ледяной водой. Для начала гуляйте с ребенком в любое время года и в любую погоду.
Частью здорового образа жизни являются и прогулки перед сном. В режиме дня детского сада выделяется достаточное время для пребывания ребенка на свежем воздухе. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью: естественные виды движений, подвижные игры, спортивные упражнения типа катания на санках, самокатах, дозированная ходьба в осенне - зимний период и дозированный бег - в весеннее- летний период, занятия общей физической подготовкой. Выносятся разнообразные пособия для игр – мячи, скакалки, кегли и т. д.
Дети также закаливаются с помощью массажных дорожек. Такие дорожки были изготовлены при помощи родителей: это дорожки и следы из пуговиц, крышечек, каштанов, синтетических дорожек и т. д.).
Летом – воздушные и солнечные ванны, закаливание через хождение босиком. Одежда должна быть удобной, легкой, не стеснять движений ребенка (особенно в зимнее время, чтобы он смог свободно бегать).Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий внешней среды.
Важно обратить внимание и на режим питания, который должен неукоснительно соблюдаться. Правильное полноценное питание- еще один важный аспект развития здорового ребенка. Питание детей в любом возрасте должно быть как можно более разнообразным. Не забывайте о должном количестве белка, содержащегося в мясе, рыбе. Особое внимание уделите овощам, фруктам и сокам, особенно в холодное время года. Такая работа даё т положительный результат: уменьшается количество детей с желудочно -кишечными заболеваниями, головными болями. Учите ребенка правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. Не крошить хлеб. Пережевывать пищу с закрытым ртом. Благодарить.
Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня. Необходимость дневного сна (1,5- 2 часа)определяется тем, что дети дошкольного возраста могут находиться в состоянии непрерывного бодрствования только 5,5-6 ч. Более продолжительное бодрствование является чрезмерной нагрузкой для их нервной системы.
В нашем детском саду организуются следующие формы активного отдыха детей: физкультурные досуги, физкультурные праздники. В них реализуется естественная потребность детей в движении, и через положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка, закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
Обратите внимание и на эмоциональное состояние вашего ребенка. Детская психика довольно непредсказуема, и иногда выкидывает «фокусы», переходящие потом в проблемы с неврологией и с физическим состоянием в целом. Помните о том, что нет ничего страшнее для ребенка, когда родители ссорятся и скандалят. Если вы не можете удержаться от выяснения отношений, в крайнем случае, отправьте ребенка погулять во двор или в гости. В любом случае, не выливайте собственный стресс и агрессию на него. Приятный психологический климат и теплые отношения в семье - это огромный вклад в здоровье вашего ребенка.
Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку, рассказывайте о себе, своей жизни, подавайте хороший пример. Не отделяйте здоровый образ жизни ребенка от здорового образа жизни взрослого, ведь только в здоровой семье воспитывается здоровый человек.
На основании вышеизложенного, я определила основную цель моей педагогической деятельности: Формирование у детей и родителей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья через традиционные формы обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
В заключение хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.
Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
Совместный активный досуг:
• способствует укреплению семьи;
• формирует у детей важнейшие нравственные качества;
• развивает у детей любознательность;
• приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
• расширяет кругозор ребенка;
• формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
• сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).
Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.
Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т. д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей.
Родители совместно с детьми могут:
1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.
2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.
4. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» вызовет желание детей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т. п.)
Семейный кодекс здоровья.
1. Каждый день начинаем с зарядки.
2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.
3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
4. В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.
5. Лифт – враг наш.
6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
7. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй)
8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!
9. Ничего не жевать сидя у телевизора!
10. В отпуск и выходные – только вместе!
Здоровое, благополучное пребывание дошкольников в детском саду во многом определяется научно обоснованным распорядком дня, который предусматривает соответствующее возрасту распределение периодов сна и бодрствования, прием пищи, гигиенических и оздоровительных мероприятий, организованных занятий, самостоятельной деятельности детей.
Используем разнообразные формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни. Предоставляем полную информацию о методах, препаратах и формах оздоровления в детском саду, рекомендуем мероприятия для семейной профилактики, чтобы не было дублирования и других негативных последствий.
Особой формой наглядной пропаганды здоровьесохранения детей среди родителей являются статьи в родительских уголках, например: «Как заботиться о зубах», «Красивая осанка и здоровье», «Витамины – полезные продукты», «Помоги себе сам» и др.
Используются разнообразные активные формы работы с семьями воспитанников: Дни здоровья совместно с родителями, досуги и праздники, веселые старты, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.
Таким образом, при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, создании эмоциональной насыщенной и разнообразной деятельности детей, успешно решаются оздоровительно-воспитательные задачи.