Светлана Климина
Система работы в группе по формированию навыков здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы сделать ребенка умным и
рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым: пусть он
работает, действует, бегает,
кричит, пусть он находится в
постоянном движении!
Жан-Жак Руссо
Здоровье детей - одна из главных ценностей семьи и государства. По определению Г. Сигериста, «здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде» Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важная задача родителей и педагогов.
Публикация «Система работы в группе по формированию навыков здорового образа жизни» размещена в разделах
Согласно ФГОС ДО в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. К сожалению в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается. Большинство детей, поступающих в ДОУ имеют в анамнезе хронические заболевания, соматическую ослабленность, неврозы. Поэтому необходимо приучать детей с раннего возраста к заботе о своем здоровье, к ведению здорового образа жизни. Дошкольное детство позволяет детям соблюдать режим дня, правильно питаться, гулять на свежем воздухе необходимое время, заниматься физической культурой, плаванием и т. д. Кроме этого в ДОУ внедряются инновационные технологии физкультурно – оздоровительной работы с детьми.
В подготовительной группе мы – воспитатели, продолжаем формировать у детей навыки ЗОЖ. Работу в данном направлении мы начинали с первых дней комплектования группы. Каждое утро начинаем с проведения утренней гимнастики, три раза в неделю дети занимаются физическим развитием с инструктором по физкультуре: дважды в спортивном зале и один раз на улице. По желанию и показаниям врача многие ребята нашей группы плавают в бассейне. Четырехразовое сбалансированное питание и ежедневные прогулки на свежем воздухе также способствуют здоровому образу жизни детей. В режим дня внедряем здоровьесберегающие технологии, которые способствуют не только сохранению и укреплению здоровья детей, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма. Для речевого развития воспитанников проводим артикуляционную гимнастику – комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Выполнение артикуляционной гимнастики развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, ее темпа, ритма, разборчивости. Гимнастика для глаз- комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Дыхательная гимнастика- комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы (обструктивный бронхит, асматический бронхит, бронхиальная астма). Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. В дошкольном возрасте восприятие отдельных музыкальных произведений и звуков природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога. Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Ежедневная систематическая пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы речевых центров коры головного мозга. Ароматерапия – терапевтическое воздействие запахов на организм человека (запах эфирных масел, хвои, фруктов, ягод). Запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека, повышают концентрацию внимания, усиливают процессы запоминания. Расслабляющие упражнения (релаксация) – коррекционный прием, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Точечный массаж и самомассаж – механическое воздействие на рефлексогенные зоны организма с целью поддержания здоровья человек Су – джок – терапия – это массажное воздействие на биологически активные точки кисти и стопы. Аурикулотерапия – это массажное воздействие на биологически активные точки ушной раковины. Кисть руки, стопа и ушная раковина – мощные рефлексогенные зоны, состоящие в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Методы су-джок и аурикулярного массажа безопасны, эффективны, просты в применении, доступны для детей. Сеансы точечного массажа помогают развиваться всем системам организма, усиливают концентрацию внимания, улучшают интеллектуальные возможности, поддерживают организм в здоровом состоянии. Динамические паузы- снимают усталость и переключают внимание во время работы на занятиях. Подвижные игры- способствуют выходу запасов энергии, развитию координаций движений, при этом прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное здоровье. Бодрящая гимнастика после дневного сна- поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает организму «проснуться».Сказкотерапия – обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания детей.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе в любое время года оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.
Чтобы сохранить и улучшить здоровье наших детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.
Важным по формированию навыков ЗОЖ у детей является включение родителей в совместную деятельность со специалистами и педагогами. На данную тему в нашей группе проводятся родительские собрания, консультации для родителей, физкультурные досуги для детей совместно с родителями.
Системный подход в работе по формированию здорового образа жизни воспитанников позволяет нам иметь хорошие результаты посещаемости в группе. Работа в данном направлении будет проводиться нами и в дальнейшем.