Губина Елена
Конспект занятия «Правила поведения в общественном транспорте и на остановке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Правила поведения в общественном транспорте и на остановке».
Цель:
— напомнить воспитанникам и закрепить основные правила безопасного поведения в общественном транспорте и на остановках;
— рассказать о правилах безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте.
Публикация «Конспект занятия „Правила поведения в общественном транспорте и на остановке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Общественный транспорт
- Правила поведения в общественном транспорте
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Задачи:
- Формирование знаний о видах городского (маршрутного) транспорта и правилах поведения рядом с ним
- Развитие способностей к ориентировке на улице, различение формы и назначения городского (маршрутного) транспорта. Обогащение словарного запаса. Развитие наблюдательности, любознательности.
- Воспитание уважения к работе людей, работающих на транспорте, к правилам поведения в транспорте и около него.
Ход занятия.
Ребята отгадайте загадки, и скажите о чем пойдет речь на нашем занятии.
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус, троллейбус).
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль).
Спозаранку за окошком,
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай).
Какие вы молодцы все загадки отгадали!
Как можно назвать этот транспорт? (Общественный транспорт).
- Зачем нужен общественный транспорт? (Это средства передвижения).
- Правильно. А как называют людей, которые входят в салон автобуса, трамвая или троллейбуса, спускаются по эскалатору и заходят в вагон метро, садятся в электричку или в маршрутное такси? (Пассажирами).
- Правильно. Пассажир - это человек, едущий в любом транспортном средстве, за исключением водителя.
- И так! Все, кто едут в транспорте, называются пассажирами. Кажется, что ничего сложного здесь нет - сел и поехал. Однако и для пассажира существуют правила безопасности.
- Где люди ожидают общественный транспорт? (На остановках).
- Как найти остановку? (Перед остановками установлены знаки, которыми они обозначаются).
- Правильно. Остановки автобуса (троллейбуса) обозначаются бело – синим знаком с чёрным изображением автобуса.
- На знаке трамвайной остановки вместо автобуса изображён трамвай.
- Скажите, на каком виде транспорта вам чаще приходиться ездить?
- Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения в общественном транспорте и на остановках.
Ребята, давайте с вами посмотрим мультфильм, а потом, вы мне расскажите, как нужно и как нельзя вести себя на остановке.
(Просмотр мультфильма «На остановке» из серии обучающих фильмов «Смешарики. Азбука безопасности».)
(Ответы детей.)
Далее ответы детей обобщаются, и выводятся следующие правила поведения :
1. Нельзя выбегать на дорогу, чтобы посмотреть идет ли автобус.
2. Нужно спокойно стоять или сидеть на скамейке.
3. Нельзя подходить близко к краю проезжей части.
4. Нельзя отходить от мамы.
5. Когда подходит автобус: не бросаться к нему бегом, чтобы занять очередь перед дверями.
6. Входить в автобус нужно через задние или средние двери, а выходить через передние.
7. Подходить к автобусу нужно, когда он остановится и откроет двери.
8. Не толкаться.
9. Не забывать свои вещи на остановке.
Кроме этих правил, дети называют также: Нельзя играть на остановке в игры; Нельзя играть на остановке в игрушки. Нельзя мусорить на остановке. На усмотрение педагога их также можно внести в свод правил.
- Подошёл ваш автобус, как надо себя вести? (Садиться в него надо только тогда, когда он полностью остановиться. Не суетиться, не толкаться).
- Молодцы! Водитель следит за посадкой и высадкой пассажиров с помощью наружных зеркал. Ведите себя достойно!
- Скажите, кто садиться в переднюю дверь? Почему? (Пожилые люди, мамы и папы с маленькими детьми, инвалиды, беременные женщины – эта дверь лучше видна водителю).
- А ещё, ребята, не старайтесь запрыгнуть в автобус, троллейбус или трамвай в последнее мгновение, когда двери уже начали закрываться. Водитель перед отправкой следит за движением других транспортных средств и может, закрывая двери, защемить вас.
- Как надо входить втранспорт? (Не задерживаться на ступеньках и у входа. Пройти в салон, чтобы не мешать другим пассажирам войти).
- Правильно. Вы вошли в автобус, на что надо обратить внимание? (Есть ли свободное место, занять его, чтобы не мешать проходить другим людям).
- При этом, о чём надо помнить? (Надо уступать место пожилым людям, маленьким детям, инвалидам).
Педагог знакомит детей со стихотворением А. Барто «Любочка» :
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись, — вздыхает та.
Проходит совместное обсуждение описанной в стихотворении ситуации.
Правильно ли поступила девочка? Почему?
- Как надо вести себя в автобусе? (Нельзя бегать по салону и толкать товарищей. Если стоишь надо держаться за поручни).
- Скажите, можно высовываться в окна автобуса? Высовывать в них какие- либо предметы? (Нельзя).
- Подумайте и скажите, чего ещё нельзя делать? (Громко разговаривать, кричать, включать мобильный телефон или плеер на полную громкость).
- Правильно. Это проявления бескультурья и невоспитанности.
- Но вот автобус подошёл к вашей остановке. Как надо вести себя дальше?
(К выходу готовиться заранее. Спросить у других пассажиров, выходят ли они на другой остановке? Подойти ближе к дверям).
- Спускаться на ступеньки можно? Почему? (Нельзя. Открывающиеся двери могут защемить пассажира).
- Водитель остановил автобус и открыл двери. Как вы будите выходить?
(Надо выходить спокойно, без суеты и спешки).
- А, что ещё надо не забыть сделать? (Помочь сойти маленьким детям, пожилым людям, инвалидам. Мальчики подают руку девочкам и женщинам).
- Молодцы! А если после выхода из автобуса вам надо перейти на другую сторону улицы, как правильно надо поступить? (Выйдя из транспорта, внимательно посмотрите по сторонам. Если вам нужно перейти на другую сторону, сделайте это по пешеходному переходу).
- Кто знает, с какой стороны надо обходить стоящий автобус?
- С какой стороны надо обходить трамвай и почему?
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, о чём мы говорили?
Какие правила безопасного поведения в транспорте надо соблюдать?
— воспользовавшись любым видом транспорта, ты становишься пассажиром и, следовательно, должен знать обязанности пассажира;
— посадку и высадку из транспорта производи со стороны тротуара;
— не входи в транспорт и не выходи из него, когда двери уже закрываются;
— крепко держись за поручни;
— не высовывай руки и голову из окна;
— не отвлекай водителя от управления во время движения;
— если едешь в транспорте в позднее время, выбери место поближе к водителю;
— заботься об удобствах других пассажиров. Уступай место пожилым людям, инвалидам, женщинам с маленькими детьми.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Мы — пассажиры». Выбирают водителя автобуса и кондуктор. Остальные становятся пассажирами. В группе выбирается место «остановки», из стульев составляется «автобус». Отрабатываются правила посадки в автобус; поведения во время движения; выхода из автобуса.