наташа ищенко
Конспект НОД «Правила поведения на природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
«Правила поведения на природе».
Цель:
-Объяснить детям взаимосвязь человека с природой.
-Знакомить с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.
Публикация «Конспект НОД „Правила поведения на природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Правила поведения в лесу. Конспекты занятий
- Правила поведения в природе
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Материал: картинки, зажигалка, спички, бенгальские огни, ваза, чашка, карандаш, книга, кукла.
Ход занятия
1. Дети сидят на стульчиках полукругом.
-Ребята, мир природы очень разнообразен и чрезвычайно интересно устроен. В природе все взаимосвязано. Давайте проследим одну из цепочек взаимосвязей.
- Для того чтобы жить, человеку нужно дышать свежим воздухом, в котором много кислорода. При каждом выдохе человека выделяется углекислый газ.
- Растения, деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород, так необходимый человеку.
- Листочки цветов и деревьев поедают многочисленные насекомые, гусеницы и червячки. При этом растения могут погибнуть. (показ картинок с изображением цветов и леса)
- Птицы питаются гусеницами, червяками, тем самым спасая растительный мир от гибели.
- Ребята, не мало растений и животных занесены в Красную книгу.
- А вы знаете, что это за книга? (ответы детей)
- Это документ, в который внесены все редкие животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, то есть те, которых на земле осталось очень мало и их необходимо сохранять. Сохранение природы во многом зависит от человека.
- Что нужно сделать, чтобы редкие животные и растения не исчезли?
- Вот например красивое лесное растение – ландыш. (показ картинки) Ландыши – не только очень красивые цветы с приятным запахом, они еще и целебные: из них делают лекарство. Но, к сожалению, каждый стремиться сорвать весной хотя бы маленький букетик ландышей., не задумываясь о том, что это растение внесены в Красную книгу.
- В лесу растет очень много грибов – съедобных и несъедобных. Несъедобные грибы мы не употребляем в пищу, но они нужны лесу. Некоторые животные едят эти грибы и даже лечатся ими. Поэтому, если увидите в лесу несъедобные грибы, то не топчите их, и не сбивайте палкой.
- Еще в лесу можно увидеть большие муравейники. Как вы думаете, почему муравейники называют санитарами леса? (ответы детей)
- Потому что они уничтожают миллионы насекомых, которые губят лес. А лес – это множество различных деревьев, кустарников, целебных растений и трав.
Физ. мин. «Дует ветер нам в лицо».
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
2.-Ребята, представьте, что погожим августовским деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо. Прикоснешься ли рукой к шершавой ветке, к головкам колючей травы, присядешь ли на пригорке, усыпанном пожелтевшими иголками хвои – все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь.
-Знаете ли вы ребята. Почему вспыхивают лесные пожары? (ответы детей)
- Иногда поджечь лес может и молния, но это случается редко. Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность и неосторожность людей. Пожар может начаться из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже из-за осколка стекла. Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше, взвиваются все выше, захватывая кусты и деревья.
- Запомните ребята, что не большое пламя можно затоптать ногами, сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели, используя специальную технику, самолеты, вертолёты.
- Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара?
(ответы детей)
- Следует срочно покинуть опасное место. Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, по берегу реки или ручья.
- Если в лесу много дыма, надо смочить водой платок или одежду и дышать через мокрую ткань, а убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.
- Ребята, не забывайте после отдыха на природе убирать мусор (бумажки, бутылки, пакеты и все что осталось на вашей полянке).
Д/и «Найди лишний предмет» (предложу детям подойти к столу)
- Ребята, найдите на столе лишние предметы, которые не могут стать причиной пожара.
- Какие предметы остались?
- Могут ли они стать причиной пожара? (ответы детей)
Дети садятся на свои места.
3. Предложу детям послушать стихотворение «Дом под крышей голубой»
Словно крыша над землею, Общей крышей мы живем.
Голубые небеса. Дом под крышей голубой
А под крышей голубою - И просторный, и большой
Реки, горы и леса. Дом кружится возле солнца,
Океаны, пароходы, Чтобы было там тепло,
И поляны и цветы, Чтобы каждое оконце
Страны все и все народы, Осветить его могло.
И, конечно, я и ты. Чтобы жили мы на свете,
Кружит в небе голубом Не ругаясь, не грозя,
Наш огромный круглый дом. Как хорошие соседи
Под одною голубою, Или добрые друзья.
- О каком доме идет речь в стихотворении: обычном или доме-природе?
- Почему вы так думаете?
- Ребята, не всегда человек живет в дружбе с природой и ее обитателями. Как человек может обидеть природу? Что мы должны сделать, чтобы сохранить наш дом-природу? (ответы детей) .
Воронкова Любовь.
Живой фонарик
Отец поздно возвращался с работы. Ваня вышел встретить отца, и они вместе пошли домой через густую берёзовую рощу.
В роще было уже совсем темно. Деревья дремали над узкой тропинкой. Цветы на полянках закрылись и заснули, и уже не видно было, какие они: синие или красные. Только белые цветылюбки стояли прямые, как свечки, и будто светились в темноте.
Ваня торопливо шагал, чтобы не отстать от отца. Отец один шаг шагнёт, а Ваня — три. И всё-таки он понемногу отставал.
— Темно в роще, — сказал Ваня, — тропинки не видно, как бы не сбиться.
— Дойдём! — ответил отец.
Ване хотелось сказать: «Папа, ты бы шагал потише! А то я отстаю, и мне одному страшновато». Но он молчал и только думал: хоть бы отец остановился!
Тут отец и в самом деле остановился.
— Говоришь, темно тебе, — сказал он, — вот, возьми себе фонарик да свети на тропинку!
Ваня подошё л к отцу:
— Где фонарик?
— Как где? Неужели не видишь? А вот, в траве светится.
Ваня пригляделся и увидел «фонарик» : маленький, как искорка, светился в тёмной траве зелёный огонёк.
— Тихо бери, не погаси, — сказал отец.
Ваня взял зелёную искорку вместе с травой. В траве было полно росы, но огонёк мерцал и не гас. Ваня бережно понёс его в ладонях.
— Ну что? Теперь светлее тебе? — спросил отец.
Зелёная искорка даже и ладоней его не освещала, но ему казалось, что идти стало светлее. Когда пришли домой, Ваня ещё с крыльца закричал:
— Мама! Бабушка! Посмотрите, какой мы фонарик нашли!
Вбежал в избу, раскрыл ладони: — Глядите!
— Видно, я слепая стала, — сказала бабушка, — не вижу фонарика.
— И я фонарика не вижу, — сказала мать, — горсть травы, а больше и нет ничего.
Ваня раскрыл ладони пошире — и правда, только горсть травы!
— Как же он потерялся? — прошептал Ваня.
У него готовы были брызнуть слёзы. Но Ваня был крепкий: сжал зубы, поморгал глазами и не заплакал.
— А может, он не потерялся, — сказал отец, — давай-ка поищем.
Они разложили траву на столе — мокрые лесные травинки и листики.
Вдруг Ваня сказал:
— Смотри, червяк откуда-то взялся! — и хотел выкинуть маленького тёмного червяка, который прятался в траве.
— Погоди, погоди, — остановил его отец, — ведь это и есть твой фонарик. Ну-ка, давай посмотрим, как он в темноте гореть будет.
Ваня проворно выключил свет. В избе стало темно. И снова все стали смотреть: где же зелёный огонёк?
— Ничего не вижу, — опять сказала бабушка.
И мать повторила:
— Горсть травы. А больше и нет ничего.
— Не шумите. Тише, — сказал отец, — червячок испугался, потому и свет выключил. А вот успокоится — и снова включит.
Тихо сидели все вокруг стола. Сидели и ждали. Одна минута прошла, две, три…
И вдруг среди мокрых лесных травинок и листиков тихонько зажёгся маленький лесной огонёк. Маленькая зелёная искорка засветилась в темноте.
— Вижу, вижу! — обрадовалась бабушка.
— И я вижу, — сказала мать, — это вы с отцом светлячка нашли!
Ваня был очень рад и очень гордился, что принёс такую удивительную находку. Он глядел на светлячка и смеялся.
А потом: задумался и спросил:
— Папа, а ты скажи: откуда же он свой ток берёт?
— Не знаю, — ответил отец, — завтра днём рассмотрим его получше — может, догадаемся.
— Ну, довольно на светляка смотреть! — сказала мать и включила свет. — Ужинать пора.
Ваня собрал со стола траву вместе со светлячком и положил её в коробочку. Уж завтра-то они с отцом обязательно разглядят, откуда светлячок свой ток берёт!
Но утром Ваня открыл коробочку, а там нет никого. Только лесные травинки да листики лежат на месте. А живой фонарик уполз куда-то, и Ваня так и не узнал, как он включает свой огонёк и как выключает и откуда он ток берёт.
Ну, да ничего. Когда Ваня вырастет, да выучится, да станет читать книги — тогда он обязательно всё это узнает.