Елена Павловна Колмакова
Правила безопасности для дошкольников посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:воспитатель МБДОУ"Центр Развития Ребёнка детский сад №73" г. Воронеж
Цель:расширение и закрепление знаний детей о безопасности.
Для кого: воспитателей и родителей.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников,её обеспечения должно осуществляться в двух направлениях :устранение опасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
Публикация «Правила безопасности для дошкольников посредством игры» размещена в разделах
необходимо обязательно говорить и играть с дошкольниками на темы безопасности. Специально подобранные дидактические игры и пособия помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности,мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Ежедневные "минутки безопасности",включаемые в различные занятия и другие режимные моменты,помогают закрепить знания и умения личной безопасности у дошкольников. Желательно использовать метод наглядного обучения,который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.
Игра-один из важнейших видов деятельности ребёнка,его самовыражения,его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание,память,воображение,вырабатываются навыки и привычки,усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение,она делает досуг содержательным,учит творчеству,умению ориентироваться в сложных ситуациях,быстроту реакций. Игра-это "путь детей к познанию мира,в котором они живут и который они призваны изменять".(М. Горький).
При изучении правил безопасности особенно важным является приобретение знаний детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков.
В учебно-воспитательном процессе широко используют игру,так как она носит образовательный, воспитательный и развивающий характер,а также является основным видом активности дошкольника,в процессе которой он упражняет силы,расширяет ориентировку,усваивает социальный опыт,поэтому,важнейший задачей является подбор и организация дидактических игр для детей.
Обучая ребёнка правилам безопасного поведения,взрослый должен сам чётко представлять,чему нужно учить,и как это сделать более эффективно. К сожалению,игры,выпускаемые по данной тематике различными производителями,далеко неоднозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения. Поэтому прежде чем начать с помощью развивающих игр обучение ребёнка,необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по её использованию. От того как взрослые сумеют научить ребёнка безопасному поведению и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье,но и жизнь. Воспитателю проводящему занятие с помощью данного игрового пособия,должно быть абсолютно понятны ситуации,в которых могут оказаться дети во время игры. Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Содержание игры должно быть продуманным и эффективном для выполнения задачи обучения безопасному поведению. Правила игры могут включать в себя элементы соревнований и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной. Особое значение в проведении игры имеет взаимоотношения воспитателя и воспитанников. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры,преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности,потере интереса к игре. Воспитатель всегда должен ясно представлять себе,какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке,а так же имитации образцов поведения-необходимый метод освоения детьми правил безопасности. Обучая детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения или трудовой деятельности,надо уделять особое внимание на меры предосторожности.
Целесообразно обогащение предметно-игровой среды группы объектами,имитирующими потенциально опасными предметами,а также использование макетов домашней обстановки (улицы,двора,леса) для закрепления правил безопасности дошкольников. А так же важно учить детей убирать за собой своё рабочее место,игрушки. Порядок в группе-не только для чистоты,но и для безопасности.
Для дошкольников нужно много раз повторять информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности.
При обучении детей можно использовать самые разнообразные игры :
-игры с элементами физических упражнений и спорта;
-ролевые и ситуативные;
-дидактические;
-театрализованные и игры драматизации;
-с использованием макетов;
-интеллектуально-познавательные;
Ценность многих игр в том,что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала,а также придумать разные варианты игр.
Вот например несколько игр:
1."Как избежать неприятностей?"
Цель:развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации,изображённые на картинках.
2."Скорая помощь"
Цель:закрепить знания у детей по оказанию первой помощи.
3."Часы безопасности"
Цель:формировать представления об опасных для жизни и здоровья предметах,с которыми они встречаются в быту.
Таких игр очень много и наша основная задача используя их на занятиях-подготовить ребёнка к встрече с различными ситуациями.