Екатерина Азаренко
Проект «Правила пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность.
Один из основных принципов дошкольного образования, выделенный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155, - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Реализация данного принципа, как нельзя лучше происходит путём формирования у детей элементарных представлений в области пожарной безопасности. Очень важно заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, используя эксперименты и практические действия. Данный проект позволяет детям знакомиться с понятием пожарная безопасность в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, что является основным принципом ФГОС ДО.
Публикация «Проект „Правила пожарной безопасности“» размещена в разделах
В ходе реализации данного проекта были созданы условия для повышения уровня мотивации как дошкольников, так и воспитывающих взрослых.
За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалости детей с огнем (на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей).
Именно поэтому я решила разработать и внедрить проект "Пожарная безопасность".
Участники проекта – воспитанники старшей группы МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновской и родители (законные представители) воспитанников. В группе 22 ребёнка, из них – 11 мальчиков, столько же девочек.
Цель проекта - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации через создание условий для усвоения дошкольниками понимания того, что в случае неосторожного обращения с огнём или электроприборами может произойти пожар.
Задачи:
1) Для воспитанников:
• Формировать познавательные действия воспитанников.
• Обогащать новыми представлениями и понятиями.
• Формирование умения осознавать выполнения правил противопожарной безопасности.
• Дать знания о полезных и опасных сторонах огня, огнеопасных предметах, причинах возникновения пожара.
• Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.
2) Для родителей (законных представителей) :
• Непосредственно вовлекать родителей в образовательную деятельность, посредством создания образовательного проекта совместно с семьёй.
• Повышать родительскую компетенцию в вопросах познавательного развития.
• Информировать родителей о противопожарной безопасности.
3) Для педагога:
• Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры, познавательно-исследовательские упражнения, формы речевой деятельности, направленные на познавательное развитие.
• Повысить профессиональную компетентность через поисково - аналитическую деятельность по теме проекта.
Цель проекта и задачи по достижению цели соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
Содержание проекта (краткое описание основных этапов проектов, механизмы их реализации).
Разработка и внедрение проекта проходила в летний период 2015 года. На начальном этапе разработки проекта было организовано беседа с родителями (законных представителей воспитанников) и проведена диагностическая беседа с детьми. По итогам беседы была составлена «матрица» проекта, разработан план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий.
Внедрение основного этапа проекта началось со знакомства с игровым персонажем – Незнайкой. Он сопровождал нас с ребятами на протяжении всего путешествия. Этому игровому персонажу дети помогали отвечать на вопросы, выполняли задания по его просьбе, искали и находили вместе с родителями новые знания. Благодаря этому персонажу дети с удовольствием учились планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ на вопросы пожарной безопасности. Введение игрового персонажа удовлетворила мотивационную потребность части детей, у которых познавательная потребность ещё недостаточно сформирована. Такая работа активизировала мыслительную деятельность ребенка, развивала у него качества, необходимые ему в дальнейшем развитии. Незнайка познакомил детей с новыми дидактические играми, такие как: «Помоги пожарному», «Помоги мышонку», «Азбука безопасности», «Кому, что нужно», «Собери картинку». Решали с детьми логические задачи по пожарной безопасности, заучивали стихотворение, считалочки, отгадывали загадки.
Лето–благодатный период для проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми. На протяжении внедрения проекта игровой персонаж – Незнайка ставил перед воспитанниками проблемные вопросы и задания. Так, путём экспериментирования дети искали ответ на вопрос – «Какое имеет свойство вода при пожаре». В один из дней Незнайка попросил воспитанников определить, почему сгорел дом на соседней улице?
Эта познавательная задача оказалась детям под силу. Дети сделали вывод, что дом загорелся из-за неправильного обращения со спичками, следовательно, сделали вывод, что спички — это не игрушка. В преддверии выходных дней (субботы-воскресенья) Незнайка предложил детям вместе с родителями ответить на сложные вопросы: «Можно ли потушить пожар чем-то ещё, кроме воды?», «Кто тушит пожар в станице Старощербиновской и как это делают?», «Какую пользу приносит нам огонь». Специфика детей дошкольного возраста в том, что они ещё не могут самостоятельно получать знания, которые находятся за пределами их восприятия, поэтому на помощь детям пришли родители. Мама с Семёном вместе составили рассказ о том, чем можно потушить пожар и он рассказал всем ребятам. Мама с Максимом узнали, кто тушит пожар в станице Старощербиновской, и как это делают. Мама с Дашей составили презентацию о пользе огня.
В процессе внедрения проекта были разработаны игровые задания с использованием информационно-коммуникативных технологий. В процессе этих заданий дети отвечали на вопросы: «Кто такой пожарный? Какой номер телефону нужно набирать при пожаре?». Использование ИКТ позволило усилить мотивацию к деятельности и активизировать детей, повысило эмоциональную увлеченность воспитанников. Кроме этого, мультимедийный экран выполнял роль активной демонстрационной доски, где изображения изменялись по ходу выполнения действий, демонстрировалась положительная оценка проведенных ребёнком действий.
Заключительный этап любого проекта – рефлексия и презентация полученных в ходе внедрения проекта знаний. Участники проекта – воспитанники старшей группы смогли продемонстрировать свои знания своим друзьям из средней группы детского сада. Был разработан сценарий совместного мероприятия «», в ходе которого воспитанники старшей группы рассказали малышам о том, для чего нужна профессия пожарный. Кульминацией совместного мероприятия стал праздник «Юные пожарные». Проведение этого мероприятия показало, что дети-участники проекта закрепили правила пожарной безопасности, у них повысилась мотивация к познавательным действиям, так как ребята узнали для чего нужно знать эти правил, как применить полученные знания на практике, а так же дети смогли выступить в роли оратора, презентуя полученные знания.
Ожидаемые и полученные результаты.
При планировании данного проекта предполагались следующие результаты:
У детей:
• Сформированность заботливого отношения к себе, к людям.
• Закреплены знания о полезных и опасных сторонах огня, огнеопасных предметах, причинах возникновения пожара.
• Овладение детьми знаниями, умениями и навыками по пожарной безопасности.
Наглядный материал:
• альбом детского творчества «Мы пожарные»;
• презентационный материал познавательного содержания.
• оформлена подборка наглядного пособия для родителей.
Методический материал:
• картотека дидактических игр;
• сценарий мероприятия с детьми.
• По окончанию внедрения проекта, по наблюдениям педагогов у детей закреплены знания о полезных и опасных сторонах огня, огнеопасных предметах, причинах возникновения пожара.
В развивающей предметно-пространственной среде группы имеется альбом детского творчества «Мы пожарные» и презентационный материал познавательного содержания. Методическая копилка педагогов пополнилась картотекой дидактических игр, сценарием совместного мероприятия с детьми «Юные пожарные».