Мария Винник
Познавательное развитие ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологами доказано, что успешнее школьную программу осваивают дети, которые проявляют высокую познавательную активность и получают радость от новых знаний. Будет ли успешной и радостной учеба в школе? Во многом это зависит от того, насколько сформированы у ребенка те качества, которые определяют эффективность обучения.
При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. В основном отстают в учебе
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«интеллектуально пассивные» дети, которые негативно относятся к умственной работе и стремятся избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Не секрет, что некоторые дети учатся хорошо только благодаря дисциплине и невероятной усидчивости. А другие «всё схватывают на лету» и быстро справляются с домашними заданиями. И дело здесь совершенно не в разных умственных способностях. Легко усваивать информацию ребёнку позволяет его познавательный интерес ко всему новому и неизвестному. Дети, которые учатся довольно слабо, жалуются на «непонимание предмета» и «плохую память». Но когда они воспринимают интересную историю, то передают содержание близко к оригиналу, поражая близких. Любому человеку сложнее выполнить какую- то работу, если она не вызывает заинтересованности.
Ребенок стремится познавать и творить, и ему необходимы в этом процессе участие и помощь взрослых. Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Вытеснение живого общения и мода на интерактивные пособия препятствуют развитию мышления и воображения детей. Современные дети, к сожалению, очень мало играют,
Игра постепенно подменяется просмотрами мультфильмов на телефоне или планшете. Общение с родителями и сверстниками заметно сокращается, а это, в свою очередь, тормозит познавательное и речевое развитие ребенка. Привлекательные интерактивные игрушки без участия взрослого не способствуют развитию игровой деятельности детей.
Ошибки взрослых
Взрослые мало взаимодействуют с ребенком, не включаются в их игры.
Бесконечно используют запреты, не поясняя ребенку, почему это
нельзя и не предлагая альтернативную деятельность.
Родители нередко с раздражением реагируют на детские вопросы.
Часто забывают похвалить малыша за старания и небольшие достижения. В основном отмечают недостатки в деятельности ребенка.
Родители не учитывают возрастные особенности дошкольного возраста, а именно, импульсивное поведение ребенка и невозможность предвидеть последствия своих действий.
Каким же образом можно стимулировать познавательное развитие у старших дошкольников?
Важно помнить, что ведущей деятельностью дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятия, речи, мышления, воображения, памяти и внимания. Научить ребенка игре, обогатить ее содержание, превратить обыденное событие в увлекательную игру должны взрослые. Но родители нередко недооценивают значение игры в жизни ребенка.
Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Игра
– одно из важных средств познания окружающего мира, она обогащает
эмоциональный мир ребенка, создает позитивное настроение. В игре усваиваются нравственные принципы, формируются и уточняются представления о мире. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется правилам. Выполнение этих правил приносит ребенку удовольствие, а значит, игровая деятельность способствует развитию волевой сферы.
Поведение становится осознанным, в игре у ребенка появляется простор для проявления инициативы и самостоятельности.
– Прогуливаясь, играйте с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.
– Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
– Играя с ребенком, включайте познавательные элементы в сюжет, используйте развивающие игровые материалы.
Важно! Что будет заложено в дошкольном возрасте, то и даст потом свои плоды. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста полностью зависит от близких взрослых. Мир малышу открывается через его восприятие, личные переживания и практическую деятельность. Ваша поддержка детской любознательности в различных сферах жизни сформирует у ребенка широкий кругозор. Стремление познавать новое станет в будущем потребностью, и будет побуждать детей к углубленному изучению школьной программы.