Татьяна Дирвук
Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Исследования отечественных психологов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его деятельность.
Публикация «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра – основной вид деятельности ребенка, одно из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами. Дети не играют молча. Даже когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой. Речевое общение в процессе играет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития : одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.
И поэтому я выделила для себя приоритетное направление в речевом развитии детей – обогащение словаря. А так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому я решила использовать в своей работе игры развивающего характера.
Поставила цель: пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
Определила следующие задачи:
расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
активизировать употребление в речи детей названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены;
развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги;
приучать употреблять существительные с обобщающим значением (одежда, посуда, мебель, овощи и т. д.);
приучать детей слушать и понимать речь взрослого.
Ни для кого не секрет, что все дети любят играть, у них есть любимые игрушки, поэтому во время рассматривания обращала внимание детей на то, что каждый предмет (игрушка) имеет свои свойства, отличается от другого. Сравнивали, выделяли характерные признаки, особенности (цвет, форму, величину, части). Чем больше задавать детям вопросов: «Что это? Кто это? Какой? Какая? Для чего? Зачем? Что есть у машинки?», — тем сильнее проявляется интерес расширить знания.
Играя с детьми в такие словесные игры, как «Скажи какой», «Кто больше скажет слов», «Скажи наоборот» дети стали больше использовать в речи прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов.
Чтобы научить детей различать, называть и классифицировать предметы посуды, одежды, мебели, овощей, фруктов использовала карточки одной определенной группы, объясняла, как и почему их можно назвать одним словом.
Закрепляла знания детей через словесные игры и упражнения «Не ошибись», «Назови правильно», «Назови любой фрукт». Вне занятий играли с мячом: ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос: «Груша - это что? Стол – это что?» Или, например: «В шкаф положили одежду, какую?» (Дети перечисляют, какую одежду они знают, «Сели за стол, а на столе тарелки, вилки, ложки – это что?».
Играя в такие игры, как «Кто что делает?», «Что умеет делать кошка?», «Для чего нужен утюг?», «Где, что можно делать?», «Продолжи предложение» дети называют как можно больше действий, в речи появляются не только существительные, но и глаголы.
В свободное время играем с детьми в настольно-печатные игры по данной тематике «Что лишнее?», «Кто где живет», «Что где растет», «Подходит – не подходит», «Кто что делает», «Лото» и многие другие.
В своей работе использую пальчиковые игры, так как они тоже способствуют развитию связной речи : дети учатся говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.
. Из наблюдений за детьми отметила, что дети стали более внимательными, научились отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, они стали значительно разговорчивее, могут свободно беседовать друг с другом, могут организовать интересную игру и общаться.