Людмила Соколова
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно – исследовательская деятельность
как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Воспитатель: Соколова Л. В.
МБДОУ «Детский сад «Росиночка» г. Тамбов
Перед началом мне хотелось бы процитировать высказывание выдающегося педагога новатора В. А. Сухомлинского.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей
исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты
детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –
естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его
познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное
и неопознанное. Именно исследовальское поведение и создает условия для
того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как
процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение
им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает
становление мировидения ребенка, его личностный рост. существенную роль
в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность
дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их
процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые
существенные связи с явлениями природы.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка
способности творчески осваивать и перестраивать новые способы
деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей
научно-познавательного, практически – деятельностного, эмоционально-
нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.
В исследовательской деятельности появляются творческие способности
ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе
самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и
для ребенка. Поэтому научно-исследовательская деятельность детей
организовывается практически по той же схеме, что и деятельность ученого.
Перед собой мы ставили задачи:
- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему
любознательность ( помочь ему ответить на вопросы: почему и зачем, как
устроен мир);
- научить детей практически устанавливать причинно-следственные
связи, родовидовые, пространственные и временные связи между
предметами и явлениями;
- научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку
содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых
всей группой детей.
Планируя объем и распределяя исследовательские задания, педагог
должен исходить из потребностей детей. Каждый ребёнок в рамках общей
темы имеет возможность для проявления своих творческих способностей,
смог раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.
Виды научно-исследовательской деятельности :
1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляются виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов,
рассказов и пр. ;
2. ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию
и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
группы, витражи и т. д.);
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского
дизайна, например "Театральная неделя").
Исследовательская деятельность может включать и следующие формы
работы с детьми старшего возраста:
- познавательное занятие;
- совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты,
эксперименты) в уголке "мини-лаборатория";
-элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке;
- игры-эксперименты и дидактические игры;
- художественно-продуктивная деятельность;
-экскурсии.
В ходе научно-исследовательской деятельности следует соблюдать ряд
правил:
-проект - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в
котором им предстоит жить;
- детская проектно-исследовательская деятельность свободна от
обстоятельств.
При выполнении ребёнком исследовательского проекта роль педагога
является ведущей. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким
образом, чтобы быть для детей равноправным партнёром, руководить
экспериментом так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности
открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с
определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается
объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним
заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает
технику экспериментирования, если та ему не знакома. Продолжительность
эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и
наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к
данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель
сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена, даёт время на
обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода
эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей
теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует
требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны
быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей,
ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход
эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает
из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и
теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и
формирование выводов. При формулировании выводов необходимо
стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по
содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При
анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что
непредусмотренный результат не является неправильным. После
эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее
место - почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и
вымыть руки с мылом.
При правильной организации работы у детей старшего возраста
формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться
самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению
экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться
к воспитателю с просьбами: "Давайте сделаем так. ", "Давайте посмотрим,
что будет если. ".
В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать
нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение,
а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и
наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны
воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности.
Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определённой
последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причём тот,
который заведомо совершит его неверно, что даст возможность
сконцентрировать внимание на ошибке;
- иногда ошибку совершает сам педагог: с помощью такого методического
приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке,
вероятность совершения которой велика
- действие повторяет ребёнок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог
имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При
работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип:
"Не навреди". При выборе объекта надо учитывать его максимальное
соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая
предпочтение тому, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительных
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации, обогащения и экстраполяции.
- развивается речь ребенка так как ему необходимо давать отчёт об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
- детское экспериментирование важно и для формирования
самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо
предметы и явления для достижения определённого результата.
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная
сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки,
укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной
активности.
Исследовательская деятельность претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет
познавательное ориентирование; что потребность ребёнка в новых
впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой
исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего
мира. Чем разнообразнее и интереснее исследовательская деятельность, тем
больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.