Лучший педагог года

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

Людмила Соколова
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Познавательно – исследовательская деятельность

как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Воспитатель: Соколова Л. В.

МБДОУ «Детский сад «Росиночка» г. Тамбов

Перед началом мне хотелось бы процитировать высказывание выдающегося педагога новатора В. А. Сухомлинского.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» размещена в разделах

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей

исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность,

постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые

сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты

детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –

естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его

познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное

и неопознанное. Именно исследовальское поведение и создает условия для

того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как

процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение

им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает

становление мировидения ребенка, его личностный рост. существенную роль

в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность

дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их

процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые

существенные связи с явлениями природы.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка

способности творчески осваивать и перестраивать новые способы

деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей

научно-познавательного, практически – деятельностного, эмоционально-

нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.

В исследовательской деятельности появляются творческие способности

ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе

самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и

для ребенка. Поэтому научно-исследовательская деятельность детей

организовывается практически по той же схеме, что и деятельность ученого.

Перед собой мы ставили задачи:

- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему

любознательность ( помочь ему ответить на вопросы: почему и зачем, как

устроен мир);

- научить детей практически устанавливать причинно-следственные

связи, родовидовые, пространственные и временные связи между

предметами и явлениями;

- научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку

содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых

всей группой детей.

Планируя объем и распределяя исследовательские задания, педагог

должен исходить из потребностей детей. Каждый ребёнок в рамках общей

темы имеет возможность для проявления своих творческих способностей,

смог раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.

Виды научно-исследовательской деятельности :

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты

оформляются виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов,

рассказов и пр. ;

2. ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию

и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

группы, витражи и т. д.);

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского

дизайна, например "Театральная неделя").

Исследовательская деятельность может включать и следующие формы

работы с детьми старшего возраста:

- познавательное занятие;

- совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты,

эксперименты) в уголке "мини-лаборатория";

-элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке;

- игры-эксперименты и дидактические игры;

- художественно-продуктивная деятельность;

-экскурсии.

В ходе научно-исследовательской деятельности следует соблюдать ряд

правил:

-проект - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в

котором им предстоит жить;

- детская проектно-исследовательская деятельность свободна от

обстоятельств.

При выполнении ребёнком исследовательского проекта роль педагога

является ведущей. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким

образом, чтобы быть для детей равноправным партнёром, руководить

экспериментом так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности

открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с

определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается

объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним

заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает

технику экспериментирования, если та ему не знакома. Продолжительность

эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и

наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к

данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель

сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена, даёт время на

обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода

эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей

теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует

требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны

быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей,

ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход

эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает

из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и

теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и

формирование выводов. При формулировании выводов необходимо

стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по

содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При

анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что

непредусмотренный результат не является неправильным. После

эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее

место - почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и

вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста

формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться

самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению

экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться

к воспитателю с просьбами: "Давайте сделаем так. ", "Давайте посмотрим,

что будет если. ".

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать

нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение,

а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и

наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны

воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности.

Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определённой

последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причём тот,

который заведомо совершит его неверно, что даст возможность

сконцентрировать внимание на ошибке;

- иногда ошибку совершает сам педагог: с помощью такого методического

приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке,

вероятность совершения которой велика

- действие повторяет ребёнок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог

имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При

работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип:

"Не навреди". При выборе объекта надо учитывать его максимальное

соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая

предпочтение тому, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительных

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации, обогащения и экстраполяции.

- развивается речь ребенка так как ему необходимо давать отчёт об

увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

- детское экспериментирование важно и для формирования

самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо

предметы и явления для достижения определённого результата.

- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная

сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки,

укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной

активности.

Исследовательская деятельность претендует на роль ведущей

деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет

познавательное ориентирование; что потребность ребёнка в новых

впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой

исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего

мира. Чем разнообразнее и интереснее исследовательская деятельность, тем

больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он

развивается.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников» Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС». Цель современного образования – оказать педагогическую.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС 1 слайд. Познавательно – исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ 2 слайд.

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Презентация «Портфолио дошкольника как средство индивидуализации личности ребенка в условиях реализации ФГОС» Портфолио дошкольника – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС «Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» «Человек достигнет результата, только делая что-то сам.».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
Опубликовано: 18 января 2018 в 10:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД