Наталья Александровна Веселова
Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с предметным миром
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ»
Н. А. Веселова, МДОУ-детский сад №29 «Пчёлка», г. о. Серпухов
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение задач, формирование познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с предметным миром» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей :
В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.
Дети 3–4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой-либо предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную исследовательскую работу.
В течение 5 лет я работала над творческой темой «Знакомство с предметами. Предметы вокруг нас». В работе над темой за основу брала методические разработки, доктора педагогических наук, профессора, заведующая кафедрой «Дошкольной педагогики и психологии» Дыбиной Ольги Витальевны: «Что было до…», «Рукотворный мир», «Неизведанное рядом» и др.
В своем сообщении я хочу поделиться опытом формирования у детей младшего дошкольного возраста интереса к познавательно – исследовательской деятельности через ознакомление с предметным миром, которая формирует любознательность, познавательную мотивацию. Дети не должны воспринимать познавательно-исследовательскую деятельность как специфическую работу. Воспитатель не готовит их к профессии учёного в будущем, но учит увлекательным и эффективным способам познания предметного мира.
Цель педагога – помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный, рукотворный мир, мир продуктов деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.
Начиная работу, я изучила и целевые ориентиры, и задачи данной области:
- формировать умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно – пространственной развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- формировать умения определять цвет, величину, форму, вес предметов, расположение их по отношению к ребенку, знакомить с материалами, их свойствами (прочность, твердость, мягкость);
- поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения, учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты, учить группировать и классифицировать знакомые предметы.
В первую очередь надо было оценить возможности и знания детей. Для реализации поставленных программой задач предполагалось оценить индивидуальное развитие воспитанников группы и определить эффективность педагогических действий. Поэтому оценка проводилась в ходе наблюдений в специально организованной и самостоятельной деятельности детей.
Мир вещей имеет в жизни ребенка самостоятельное значение, являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.
Эта проблема заинтересовала и меня. Проводя работу по данной теме – ознакомлению детей с предметным миром, сталкиваешься с тем, как научить детей группировать и классифицировать предметы по общим признакам, порой дети испытывают затруднения при определении предметов рукотворного мира и не проявляют интереса к истории его появления их в жизни человека. Отсюда мною была определена цель – помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный, рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.
Всем известно, что основа познавательно-исследовательской деятельности малышей – ощущение и восприятие. Поэтому в первую очередь свою работу я начала с создания предметной среды, обеспечивающей поддержку возникающего познавательного интереса у ребенка. В число объектов для исследования полезно включить несколько игрушек – забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Для детей младшего возраста необходимы простые материалы, относящиеся к типу образно – символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов. Животных, растений и плодов, разрезные кубики и картинки из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок, установление простых отношений между элементами (целое – части) и временных отношений (сначала – потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки – объемные и плоскостные. Размещение материалов для познавательно – исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Остальные объекты для исследования и образно – символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Стараюсь целесообразно разделять весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или ранее знакомым материалам.
Организация «Центра исследовательской деятельности» проходила с привлечением родителей, которые приносили различные материалы, оборудование, книги -энциклопедии, предметы для коллекций. Удовлетворение интереса ребенка – это стимул его дальнейшего совершенствования и углубления. Для обогащения чувственного опыта детей, в центре были расположены «чудесный мешочек» и «ящик ощущений», с их помощью можно найти предмет, пощупав, погладив, смяв его, с их помощью дети знакомятся с цветом, формой, свойствами предметов осязательным способом. В центре постоянно появляются персонажи для развития интереса и привлечения детского внимания «Совушка – умная головушка», «Фея бумаги», «Петрушка», «Почемучка» и т. д. В центре также находятся дидактические игры, подборка игр-занятий, которые направлены на обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах, на раскрытие перспективного вклада на предметное окружение, расширение представлений о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения потребностей собственных и других людей. Использование дидактических игр было обусловлено их особенностями, ярко проявляющейся взаимосвязью увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детей. Как доказано, в дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, Дидактические игры мною включались в познавательную деятельность детей, использовались в педагогическом процессе, а также как элемент развивающей среды выделять особенности различных предметов.
Игры я включила в познавательную деятельность детей, использовала их как элемент развивающей среды. В младшей группе процесс ознакомления с предметным миром осуществляется в форме игр-путешествий, что позволяет детям увидеть, как обогащается функция и назначение предметов. А также включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на усовершенствование предметов. Темы для таких путешествий выбираю разнообразные. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором находятся дети, от возраста, интереса к прошлому, настоящему и будущему. Детей интересовало : «Кто придумал куклу?», «Откуда пришла одежда?», «А чем раньше подметали пол?». Дети стали проявлять интерес и желание участвовать в преобразовании предметов (рисовали и украшали одежду, матрешек, украшали ложки и т. д.). Игры-путешествия построены в основном в форме диалога между детьми и педагогом или рассказа воспитателя о рассматриваемых предметах. Участниками многих игр – путешествий являются герои любимых сказок – Буратино, Айболит, Незнайка, Почемучка, Смешарики. В результате проведения цикла игр – путешествий ретроспективный взгляд ребенка становится средством его восприятия и познания окружающего предметного мира.
При организации и проведении таких игр-занятий важно создавать особую атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовывать свою познавательную и практическую активность по отношению к предметному миру как продукту творческой деятельности взрослого человека. Игры - занятия строятся на принципе сотрудничества воспитателя и ребенка как в преобразующей деятельности, пак и при переживании впечатлений от восприятия прошлого и настоящего предметного мира. Так на примере ознакомления детей с новогодней игрушкой, вместе с Дедом Морозом дети рассматривали игрушки, как из прошлого, так и современного мира, дети исследовали материалы, тему и роспись игрушек, а в «творческой мастерской» изготавливали свою новогоднюю игрушку из различных материалов. Работая над темой, мною было составлено перспективное планирование игр-занятий, подобраны дидактические игры для детей младшего возраста, что помогает продолжать работать с детьми среднего возраста. Тематика игр – путешествий может зависит от различных факторов, ведь мир предметов многогранен и интересен малышам. Дети активно включаются в любой познавательный процесс.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно – ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
В процессе ознакомления с предметами стали собирать коллекции для оснащения «центра». В создании коллекций были заинтересованы все дети, взрослые, родители.
Я представляю вам следующие коллекции и способы их оформления для содержания в исследовательских центрах «Новогодние игрушки», «Коллекция варежек», «Народные игрушки» (показ коллекций) Коллекции удобно хранить, постоянно пополнять.
Таким образом, в результате проводимой работы. Я могу отметить, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребенка к социальной действительности.
Список используемых источников
1. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» / Педагогическое общество России, Москва 2008 год.
2. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» / Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год.
3. О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год.
4. О. В. Дыбина «Что было до.» Игры - путешествия в прошлое предмета.
5. С. А. Козлова «Мой мир» / «Линка-пресс», Москва 2002 год.