Вера Николаевна Лесных
Повышение технологической компетентности педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Повышение технологической компетентности педагогов ДОУ»
Старший воспитатель
МБДОУ детского сада
комбинированного вида №34
«Радость» г. Ставрополя
Развивающее воздействие на компетентность педагога ДОУ все более актуально в связи с тем, что постоянно реконструируется сфера образовательных услуг, появляются всевозможные разновидности педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту, в 2020 году внедряется стандарт педагога. Все более очевидной становится потребность в научном и технологичном знании, практическим умениям позволяющим раскрыть закономерности совершенствования педагогической деятельности в условиях гуманизации, демократизации, стандартизации и технологизации российского образовательного пространства.
Публикация «Повышение технологической компетентности педагогов ДОУ» размещена в разделах
Этим объясняется интерес исследователей, администрации ДОУ к развитию профессиональной компетентности воспитателя через его обучение педагогическому проектированию как деятельности по согласованию процессов принятия решений в сфере образования.
Именно педагогическое проектирование аккумулирует множество профессионально-значимых умений и навыков (прогностических, проектировочных, конструктивных, аналитико-диагностических, рефлексивных и др.); обеспечивает педагога логикой деятельности при решении образовательных задач, обусловленных динамичностью и вариативностью образовательных систем в ДОУ.
Нами определены отличительные особенности педагогического проектирования, такие как:
участие воспитателя в целенаправленной исследовательской работе в ходе образовательно-воспитательной деятельности;
необходимость использования комплекса знаний, различных способов систематизации информации, своего позитивного опыта и опыта других специалистов;
чередование активной моделирующей деятельности (теоретической) и созидательно-практической.
Важно, что в процессе проектирования происходит смена позиций активного действия педагога и рефлексии. Рефлексия помогает осознать ход педагогического процесса, проанализировать его, оценить, сравнить с задуманным, что дает возможность перейти на новый уровень позиции.
Следовательно, в педагогическом проектировании смена позиции позволяет педагогу прогнозировать изменения, как в педагогическом процессе, так и в росте собственного профессионального мастерства.
Принципиальная необходимость в проектировании возникает тогда, когда должен быть осуществлен «шаг развития», переход системы образования из одного состояния в другое. Когда требуется специальная работа, направленная на выявление условий, препятствующих данному переходу, и разработка новых средств, позволяющих этот переход осуществить. Создание механизма «шага развития» системы образования в ДОУ в целом, перехода ее из одного состояния в другое и является предметом проектирования.
Эффективная образовательная среда вокруг дошкольника, выстраивается, когда осуществляется педагогом «шаг развития» и формируется там, где в определенной системе выстраиваются позитивные, комфортные отношения педагога и ребенка, максимально реализуется ресурсный потенциал образовательной среды ДОУ.
Значительная часть педагогических работников нашего ДОУ осознает, что традиционная система воспитания и обучения не позволяет в полной мере решить проблемы дошкольного образования. Поэтому нами успешно применяется система повышения квалификации с использованием новых технологий подготовки педагога, которые дают возможность качественно изменить профессиональную деятельность воспитателя. В условиях современного развития дошкольного образования технология педагогического проектирования позволяет подготовить воспитателя к успешной деятельности. Осуществляется технология педагогического проектирования в нашем ДОУ через составление рабочей программы воспитателя разрабатываемой на год, т. е. время работы с детьми данной группы.
Создание рабочей программы группы осуществляется двумя воспитателями группы, психологом, социальным педагогом, медицинским персоналом ДОУ и при участии администрации.
Педагогическое проектирование включает в себя следующие этапы: мотивацию, концептуализацию, моделирование, реализацию, рефлексию и экспертизу. В соответствии с этапами формируется опыт педагогического проектирования. Опыт включает следующую систему педагогических умений : анализировать образовательную ситуацию, выявлять противоречия, определять проблемы, конструировать цели, мотивировать свою деятельность и деятельность обучающегося, формулировать концептуальные идеи, моделировать различные процессы в группе детей в соответствии с новыми целями, находить пути реализации поставленной цели, рефлексировать, экспертировать результаты своей деятельности и деятельности дошкольника.
Проектировочные умения воспитателей совершенствуются в ходе работы над рабочей программой группы. Проектирование такой образовательной программы и есть оптимальный вариант становления опыта педагогического проектирования в дошкольной педагогике.
Чтобы рабочие программы группы, а их у нас в ДОУ 11 отличались друг от друга, с педагогами в системе повышения квалификации были изучены различные педагогические технологии воспитания и обучения. Некоторые из них уже широко применяются педагогами –дошкольниками, другие незаслуженно забыты или не познаны. Я хочу представить Вам несколько из них, широко применяемых в нашем ДОУ.
Идея личностно-ориентированного образования, формирующего у дошкольника адекватный современным требованиям уровень общей культуры и активную гражданскую позицию, предполагает организацию в ДОУ личностно-ориентированного и обучения, и воспитания.
Над данной проблемой наш коллектив продолжает работать и сейчас, модифицировав её и видоизменив, выбрав новые приоритеты. Обращение к технологиям личностно- ориентированного воспитания позволило нам выйти за рамки традиционной системы воспитательной работы и найти педагогический инструментарий, соответствующий духу времени. Коллектив познакомился с теорией личностно-ориентированного воспитания, изучил и адаптировал для дошкольников известные воспитательные технологии, определил критерии ориентированности на личность по возрастам дошкольного детства, отобрал технологии для построения личностно-ориентированного воспитательного процесса в ДОУ в целом, характерного для каждой группы детей, которые определяются и фиксируются в содержательной главе рабочей программы группы, работа над созданием которой описана выше.
В ходе коллективного обсуждения из всего разнообразия находок нами были отобраны и адаптированы к специфическим условиям ДОУ следующие педагогические технологии, наиболее полно отвечающие требованиям личностно-ориентированного воспитания. Это:
• игровые педагогические технологии (интеллектуальные игры, в ходе которых происходит становление юных граждан, приобретается опыт активного участия в игре);
• проектная технология (разработка познавательных проектов раз-личного масштаба сложности — от познания природы, истории до знакомства с построением государства);
• технология коллективных творческих дел (КТД);
• профессиональные технологии (музейные, театральные);
• клубные технологии;
• групповые дискуссии;
• тренинги общения;
• групповая проблемная работа.
Именно эти технологии, по нашему мнению, ставят ребёнка в ситуацию выбора, дают возможность самореализации.
Специфика воспитательного процесса такова, что более эффективными оказываются косвенные воспитательные воздействия на личность дошкольника. Высший показатель педагогического мастерства — «воспитывать ребёнка так, чтобы он этого не замечал» (М. Монтессори). Этому способствует педагогика манипуляции, которая предполагает скрытое воздействие, управление с определённой педагогической целью. Данная технология доступно изложена в книге Е. Л. Доценко «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» изданной в Москве в 1997 году.
Использование педагогики манипуляции позволяет педагогу оказывать воспитательные воздействия на ребенка и его семью незаметно. Если при этом ребёнок и его родители ощущает себя личностью, а воспитатель достигает поставленных педагогических целей, то манипуляцию можно считать конструктивным педагогическим средством.
Данная модель образовательного процесса позволяет преодолеть рассогласование педагогических целей «учителя» и жизненных целей «ученика» (то есть ребенка, родителя или семьи в целом) посредством использования особого механизма межличностного взаимодействия и призвана обеспечить способность к самостоятельному, свободному, ответственному выбору обучающихся.
Парадигма педагогики манипулирования концептуализирует группу педагогических подходов, позволяющих сохранить ведущую роль педагога в воспитательно-образовательной деятельности, а с другой стороны – сделать ею незаметной для обучающихся. Суть педагогической манипуляции заключается в том, что манипулятор, решая поставленные цели, скрыто, неявно, возбуждает у обучающегося намерения, не совпадающие с существующими у него актуальными желаниями. То есть обучающийся ребенок или родитель действует в соответствии с разработанной для него программой, которую он воспринимает как свою собственную. Манипуляция считается успешной, если необходимость получения знаний принимается обучающимся при иллюзии свободы принятия решения ими самостоятельно.
Самыми известными педагогами-манипуляторами считались греческий философ Сократ, великий французский реформатор Жан-Жак Руссо, итальянский педагог Монтессори. Элементы педагогики манипуляции прослеживаются в разной степени в различных образовательных технологиях, например, в развивающем обучении Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, в теории воспитания через коллектив А. С. Макаренко, в организации Школы-парка М. А. Балабанова. Манипулятивная педагогика, будучи педагогикой «хорошо направленной свободы», сохраняет за наставником функции организатора и руководителя педагогического процесса, который определяет более или мене детализированные цели образования, пути и средства их достижения в работе с небольшим коллективом или семьей в отдельности.
Коллектив ДОУ, изучив теорию педагогики манипуляции взяли наиболее приемлемые методы и формы воздействия на ребенка стратегического и тактического характера. В воспитательном процессе мы использовали различные приёмы конструктивной педагогической манипуляции : ориентацию на модель, косвенное управление выбором, оказание скрытой помощи, провокацию к самостоятельному размышлению, пробуждение импульса к подражанию, создание ощущения сопричастности, заражение, внушение, мнимое безразличие, игру на самооценке и многие другие. Важно, чтобы они использовались с гуманными целями.
Эффективное средство развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников, их инициативы, организаторских способностей, ответственности, средство сплочения педагогического и детского коллективов является педагогика традиций. Широкое использование в образовательно-воспитательной деятельности традиций позволяет постоянно наращивать воспитательный потенциал ДОУ, повышать качество образовательной деятельности.
Что же понимается в современной науке под традицией? Толковый словарь определяет традиции как «общепринятый порядок, установленные правила общественного поведения», как «общий образ действия». Традиции — это и своеобразная форма социальной памяти.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. С философской точки зрения традиции — одна из форм общественного сознания, отражающая общие для народа взгляды, нормы поведения, духовные ценности. Традиции придают неповторимый облик социальному сообществу, отражают его «коллективное лицо».
В этнопсихологии совокупность традиций социальной общности — одна из важнейших отличительных характеристик этноса. В традициях закрепляется то, что многократно апробировано народом и коллективом, эффективно, наиболее целесообразно, удобно и потому привлекательно. В качестве этно традиции выступают обычаи, обряды, общественные привычки.
С точки зрения социологии, традиции — одна из форм социализации, при которой социальные нормы и ценности веками передаются от старшего поколения к младшему. Это важнейший регулятор социального поведения в социотипичных условиях.
С психологической точки зрения традиция представляет собой значимую, желанную, наиболее приемлемую для социального сообщества форму поведения, передающуюся из поколения в поколение, сложившийся уклад жизни, ритуалы.
С педагогической точки зрения — это процесс сохранения, бережного, содержательного и творческого обновления и передача от поколения к поколению отобранного общественным мнением воспитательного опыта.
В педагогике традиции — эффективное средство развития самостоятельной творческой деятельности воспитанников, их инициативы, организаторских способностей, ответственности, средство сплочения педагогического и детского коллективов. Широкое использование в образовательно-воспитательной работе традиций позволяет постоянно наращивать воспитательный потенциал ДОУ, повышать качество образовательной деятельности.
Эффективность использования педагогики традиций в воспитании в решающей мере зависит от педагогической инструментовки их формирования, закрепления и включения в арсенал воспитательных средств ДОУ. Традиции могут рождаться в коллективе стихийно, а могут — сознательно, на основе управления этим процессом администрацией ДОУ. В нашем коллективе преследуется цель — сформировать наиболее интересные и эффективные в воспитательном отношении традиции, позволяющие повысить их воспитательный смысл, бережно сохранить наиболее эффективные формы социального поведения, закрепляя наиболее удачные формы коллективной жизни ребят в ДОУ.
Такими традициями в нашем ДОУ стали проведение народных праздников «Святки», «Масленица», «День дурака – 1 апреля», «Осенины» и др., которые ярко костюмированы, проходят с русским задором и весельем, обязательно с участием родителей и всего педагогического коллектива. Это тоже наша традиция.
Так же педагогической традицией в нашем коллективе является работа агитбригады, которая формируется из воспитанников подготовительной группы ДОУ и ведется на протяжении 3 лет под руководством музыкальных руководителей и учителя-логопеда Капли Галины Анастасьевны. Неоднократно выступление агитбригады с мюзиклами и сказками по правилам дорожного движения в «Школе светофорных наук» занимало призовые места в городском, краевом и всероссийском конкурсах по ПДД.
Очень важной творческой традицией коллектива МБДОУ д/с №34 «Радость» является проведение ежегодного фестиваля детского творчества, о котором неоднократно писали газеты, и выступление наших детсадовских звёзд показывало Ставропольское телевидение.
Традицией нашего ДОУ стало участие родителей в месячнике здоровья, в спортивных праздниках на Всемирный день матери в ноябре и Дне защитника Отечества в феврале и в спортивных соревнованиях по пионерболлу. Ежегодно мы проводим туристическую квест игру с родителями, которые знакомят ребят с туристическим оборудованием.
В мае наши выпускники сажают елочку коника на аллее выпускников, завязывают на них ленточки желаний и следят за ростом своих деревьев, приходя в гости в детский сад. Эта традиция сложилась в коллективе в 2012 году и существует до сих пор.
Многолетней педагогической традицией в нашем коллективе стало благоустройство групповых участков и территории ДОУ. В первую неделю июня в ДОУ проводится смотр-конкурс на лучший участок, лучшую клумбу и лучшую игровую зону. Поэтому территорию ДОУ давно украшают элементы садово-парковой архитектуры: скульптуры, альпийские горки, сказочные уголки, фонтаны, мини плескательные бассейны на участках, неповторимые по красоте клумбы с экзотическими цветами. Уже несколько лет коллектив ДОУ становился призером городского смотра-конкурса на лучшую территорию ДОУ.
В технологии формирования и использования традиций ДОУ мы условно выделяем такие основные этапы:
— зарождение традиций;
— организация традиционной деятельности;
— анализ коллективных форм жизни;
— обобщение, закрепление и коррекция коллективного опыта.
Традиции, как уже выше говорилось, — форма коллективного сознания, а поэтому должны закрепляться такие воспитательные дела и способы поведения, которые для всех желанны, интересны всем, нравятся. Иначе при подготовке этих дел не будет необходимой ответственности при их выполнении, спроса друг с друга за качество работы, высокой активности ребят, родителей, педагогов.
Традиции поддерживаются, укрепляются силой общественного мнения, единством желаний, потребностей, предпочтений.
Вторая очень сущностная закономерность при рождении традиции — дела должны предлагаться не только администрацией дошкольного образовательного учреждения, а самими ребятами, рядовыми членами педагогического коллектива. Только так возникает чувство сопричастности к общему делу. Становится ясно, что нравится воспитанникам, чего они хотят.
Третья закономерность рождения традиций — закрепляться должны оригинальные формы жизнедеятельности и нормы поведения. Традиции — своеобразная «визитная карточка» коллектива. Детей обычно в наибольшей степени привлекают такие дела, которые чем-то необычны, оригинальны, когда им приходится делать то, чего нет в других коллективах, не было до сих пор в их детском саду.
Четвертая закономерность - каждое дело завершается коллективным анализом его подготовки и проведения, из которого извлекаются уроки, а так же из опыта проведения воспитательного дела; создание атмосферы высокой требовательности и ответственности к участникам для переживания радости успеха и самоутверждения в детском коллективе.
Традиции по своей сути — это эффективное средство массовой самореализации и самоутверждения. Они позволяют вовлечь в активную социально ценную деятельность почти всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ и сделать его наиболее эффективным!
Таким образом, использование разнообразных педагогических технологий, включенных в образовательную программу ДОУ и рабочую программу группы, способствуют образованию подсистемы обучения и воспитания в каждой дошкольной группе. Это в свою очередь означает, что массовое применение в дошкольной практике разнообразных педагогических технологий не создаёт новую систему воспитания, а встраивает в неё подсистему с важнейшими специфическими свойствами, позволяет педагогам на основе полученных знаний, разработать и внедрить, а дошкольникам реализовать варианты и способы интеллектуального личностного развития.