Устинская Наталья
Построение РППС в соответствии с ФГОС (логопедический кабинет)
Создание развивающей предметно-пространственной среды является одной из задач «Адаптированной коррекционно-развивающей программы обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи». Для организации среды в кабинете должно учитываться всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка:
- закономерности психического развития дошкольников;
- показатели здоровья;
- психофизиологические и коммуникативные особенности;
- уровень общего и речевого развития.
Публикация «Построение Рппс в соответствии с ФГОС (логопедический кабинет)» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» июль 2019
Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Это предполагает:
• во-первых, предметную среду с развивающим и оздоравливающим компонентами;
• во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса;
• в-третьих, наличие логопедической документации;
• в-четвертых, информационный блок для педагогов и родителей.
Организуя предметно-развивающую среду кабинета, руководствуюсь следующими принципами:
1. Доступность: материал для игр детей расположен на нижних полках, материал и документация логопеда – на верхних или закрытых полках.
2. Системность: весь материал систематизирован по разделам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
3. Насыщенность: достаточное количество наглядного, дидактического и игрового материала для ведения коррекционно-развивающей работы.
4. Здоровьесбережение/безопасность: имеется основное и дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета светлого цвета, используются только безопасные для детей материалы для изготовления пособий.
5. Природосообразность, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – методический материал и игры подобранны с учетом возраста детей группы.
6. Мобильность/трансформируемость: дидактические пособия, дидактические игры, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, детские столы во время занятий отодвигаются.
7. Вариативность: наглядно – методический материал и многие пособия многовариантны/полифункциональны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) могут вноситься и убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, петель, вкладышей.
8. Эстетичность: наглядно – методические пособия и игры выполнены из ярких, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета проектируется мной в соответствии с Основной Образовательной Программой нашего детского сада, с учетом ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
1. Зона методического сопровождения:
• рабочее место логопеда;
• документация;
• методическая литература.
2. Зона технических средств обучения: магнитофон, кассеты, компьютерные игры по развитию речи и обучению грамоте.
3. Консультативная/информационная зона:
• консультации для родителей;
• консультации для педагогов.
4. Зона индивидуальной коррекции речи: зеркало, индивидуальные зеркала, набор зондов, шпателя и др.
5. Зона оздоровительно-развивающей коррекции:
• дидактические игры, методики развития правильного речевого дыхания;
• технологии проведения логопедического массажа;
• игры на развитие мелкой моторики, координации речи с движениями
6. Зона дидактического и игрового сопровождения:
• развитие связной речи;
• формирование правильного звукопроизношения;
• развитие фонематических процессов;
• формирование грамматически-правильной речи;
• подготовка к обучению грамоте.
7. Зона звуко-буквенного анализа;
8. Зона развития лексико-грамматических категорий и связной речи;
9. Образовательная зона: доска, фланелаграф, экран мультимедиа, детские столы, стулья.
Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
Как известно в красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка. Кроме того развивающая предметно-пространственная среда кабинета помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях.