Кучукова Анастасия Сергеевна
Последовательность автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Последовательность автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Логопед научил ребенка рычать, свистеть, шипеть – ребенок уже умеет произносить звуки [С], [Ш], [Л], [Р], но речь его все равно остается смазанной, нечеткой, «каша» так и остается «каса», а «рыба» - «лыба».
Что же делать в этом случае? Это значит, что специалист плохой? Или ребенок «ленится»?
Публикация «Последовательность автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
На самом деле – нет. Процесс введения звуков в речь – очень сложный, кропотливый, зачастую долгий процесс. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдает не только звукопроизношение, но и речевое дыхание, фонематические процессы, просодическая сторона речи (темп, мелодика, интонация, слоговая структура слова – всё это значительно усложняет постановку и автоматизацию звуков.
Часто родителей волнует вопрос: сколько времени или сколько занятий потребуется, чтобы ребенок научился говорить тот или иной звук. К сожалению, ответить на этот вопрос очень сложно, так как множество факторов оказывает влияние на то, сколько времени понадобится для постановки и автоматизации звука.
Некоторые из них:
- структура дефекта речевого нарушения;
- компетентность специалиста;
- выполнение родителями рекомендаций логопеда;
- сформированность эмоционально-волевой сферы ребенка;
- обеспечение комплексного подхода к преодолению речевых нарушений, и т. д.
Несмотря на все вышеперечисленные факторы, автоматизация звука всегда проходит определенные последовательные этапы. Если ребенок не пройдет все эти этапы последовательно – он так и не научится произносить необходимый звук в свободной речи.
Этапы постановки и автоматизации звуков :
1. Постановка звука
2. Автоматизация звука в слогах (открытые, закрытые слоги, звук в интервокальной позиции, слоги со стечениями, слоги с двумя заданными звуками)
3. Автоматизация звука в словах (звук в начале, в середине, в конце слова, в словах со стечениями, в словах с двумя заданными звуками)
4. Автоматизация звука в словосочетаниях (с одним заданными звуком, со звуком во всех словах, с предлогами, без предлогов)
5. Автоматизация звука в предложениях (состоящих из двух, трех, четырех, пяти и более слов)
6. Автоматизация звука в тексте (пересказ, чтение)
7. Автоматизация звука в связной речи
Множество этапов необходимо пройти для того, чтобы закрепить звук в свободной речи ребёнка. Очень важным является отработка пройденного материала не только в условиях кабинета логопеда, но и дома, на улице, в гостях. Тогда ребенок как можно быстрее научится контролировать свою речь и говорить красиво!