Смирнова Наталья
Конспект занятия «Поможем Мишке-топтыжке»
Программное содержание:
1. Учить понимать и выделять основные свойства снега.
2. Развивать наблюдательность, любознательность.
3. Активизировать словарь детей прилагательными определяющие свойства снега.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
5. Воспитывать желание помочь ближнему.
Методы и приё мы:
Наглядные: составление мнемодорожки (свойства снега); рассматривание различных материалов (вата, бумага, снег)
Словесные: вопросы к детям; художественное слово.
Публикация «Конспект занятия „Поможем Мишке-топтыжке“» размещена в разделах
Практические: дыхательная гимнастика "Снегопад", пальчиковая игра "Снежок"; опыты со снегом; игровое упражнение (определи на ощупь).
Оборудование: видео; разноцветная бумага (белая, серая, красная, голубого, зелёного); письмо - мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый прямоугольник, мороженое, солнце, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, язык перечёркнутый); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; 2 стакана с холодной и горячей водой, ложка, салфетка (на каждого ребёнка); мандарин.
Ход занятия:
I. Начало. Вступительная часть
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).
- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).
- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)
- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).
- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).
- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).
- Здравствуйте!
II. Создание проблемной ситуации
Ребята, я получила электронное письмо на почту от Тётушки –Совы. Давайте, посмотрим его вместе?
Письмо
«Здравствуйте, милые ребята! Я Тётушка Сова. Я знаю что вы весёлые, любознательные и смышлёные. Отгадайте пожалуйста загадать загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Что это? (Снег)
Правильно Малыши, а что такое снег? У меня есть друг Мишка –топтыжка. Он никогда не видел снег. Помогите ему, как можно больше узнать о снеге!»
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: А как мы узнали,что на улице зима?
Дети: На улице холодно, и много снега.
Воспитатель: Нравится вам, когда много снега?
Дети: Да, нравится.
Воспитатель: Странно, а как вы думаете, почему Мишка – топтыжка не знает, что такое снег?
Дети: Он зимой спит.
Воспитатель: Ребята, хотите помочь медвежонку?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте Мишке – топтыжке напишем ответ. Только как? Писать мы не умеем!
Придумала, а давайте мы ему про снег в картинках расскажем.
Но чтоб узнать про снег, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на поиски снега. Хотите? (Хотим)
Мы идём, идём, идём
Много снега мы найдём.
Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветная бумага (голубого, белого, красного, зелёного цвета) и вата.
Воспитатель: Рябята, посмотрите внимательно, что лежит на столе?
Найди,бумагу такого же цвета как снег (Находит)
Какого цвета снег? Ответ детей
Воспитатель: Ребята мы вспомнили, что снег белого цвета. (Поставить на мнемотаблицу условное обозначение - белый цвет).
Воспитатель: Посмотрите ребята,эта вата. Ребята она такого же цвета как снег?
Дети: Да.
Воспитатель: А давайте потрогаем вату? Какая она?
Дети: Легкая, белая, пушистая
Воспитатель: Значит, мы нашли настоящий снег? (ответ детей)
А чем отличается вата от снега? Давайте узнаем?
Дети: да.
Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.
Мы идём, идём, идём
Много снега мы найдём.
Подходят к следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой.
Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?
Дети: Холодный
Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег.
(щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?
Воспитатель: (снять салфетку) Что же это?
Дети: Снег.
Воспитатель: Что бывает таким же холодным, как снег?
Дети: Мороженое
(ставить на мнемотаблицу условное обозначение - мороженое)
Воспиатель: А из чего состоит снег?
На столе бумажные снежинки
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Снежинки. Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают).
Какие они?
Дети: Белые, маленькие, лёгкие.
Давайте с ними поиграем.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Мы снежинку возьмём
Носом глубоко вдохнём,
Чтоб снежинка полетела
Надо выдохнуть сильнее (2 раза)
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, холодный состоит он из снежинок (поставить на мнемотаблицу условное обозначение - снежинки).
Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.
Мы идём, идём, идём
Много снега мы найдём.
Подходят к следующему стол, на котором стоят тарелки со снегом одноразовая ложка и мандарины,2 стакана с холодной и с горячей водой,салфетка (на каждого ребенка)
Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег имеет запах? Что надо сделать?
Дети: Надо понюхать
Воспитатель: Понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?
Дети: Нет запаха.
(ставить на мнемотаблицу условное обозначение – нос, перечеркнутый красной линией).
Воспитатель:
• Потрогайте, какая вода налита в стаканчиках? (Теплая, холодная)
• Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?
• Положите снег в стаканчики. В какой воде снег уже растаял?
• Так чего больше боится снег: тепла или холода?
• Посмотрите, что у вас на тарелочках, в которых был снег?
Значит, когда снег тает получается вода
(ставить на мнемотаблицу условное обозначение – капелька).
Пальчиковая игра " Снежок "
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
• Посмотрите, какая вода на тарелочках? (Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)
• Можно ли есть снег? Почему?
В снегу много бактерий, микробов которых мы не можем увидеть глазами. Хотя снег и белый и кажется чистым. Он очень вредный, и есть его нельзя. Можно заболеть.
(ставить на мнемотаблицу условное обозначение – рот, перечёркнутый красной линией).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы написали Мишке – топтыжке про снег?
Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег есть нельзя, можно заболеть.
Воспитатель: Ребята, давайте отправим наш ответ, а Тетушка –Сова обязательно передаст его весной медвежонку.
Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали?
Вот занятие прошло,
До скорого свидания.
Всем друзьям и взрослым скажем
Дружно: «До свидания!»