Яна Кайсарова
Консультация «Подсказки логопеда для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подсказки логопеда для родителей»
Уважаемые родители, вы, без сомнения, осознаете, что язык ребенка формируется не сразу после рождения. Речь развивается постепенно, пошагово. Малыш учится говорить, начиная с произнесения отдельных звуков и простых слов, а затем соединяет эти слова, составляет предложения разной сложности и, в конце концов, излагает свои мысли последовательно и понятно.
Давайте рассмотрим этапы нормального развития речи у ребенка:
Публикация «Консультация „Подсказки логопеда для родителей“» размещена в разделах
- В возрасте 1,5-2 лет ребенок должен начать использовать простые предложения, состоящие из двух или трех слов. Он начинает употреблять первые прилагательные, такие как "хороший", "плохой", "большой", "маленький". Не волнуйтесь, если эти слова будут звучать немного искаженно, например, "хаёси" вместо "хороший".
- В возрасте 3 лет у ребенка исчезает так называемая физиологическая смягченность звуков (раньше малыш произносил почти все согласные звуки смягченно). Теперь он правильно переводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]). Ребенок строит простые предложения с грамматическими ошибками, но легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
- В возрасте 4 лет ребенок должен правильно произносить свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’] и использовать сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о своих впечатлениях от прогулок или того, что он увидел по телевизору. В этом возрасте не следует настаивать на правильном произношении звука [р].
- К 5 годам ребенок должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж] и практически не делать грамматических ошибок. Он может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной конкретной картинке.
- В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает грамматических ошибок и владеет всеми формами устной речи, такими как диалогическая, монологическая, контекстная и ситуативная. 6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
• Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
• У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
1. правильно произносить все звуки языка;
2. выделять первый и последний звук в слове;
3. разделять слово на слоги;
4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
5. придумывать слова на заданный звук;
6. сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
В последнее время наблюдается существенный рост числа детей дошкольного возраста с проблемами в речи. Все больше встречается детей с серьезными речевыми расстройствами. Родители, обращаясь за помощью к логопеду после 5 лет, часто упускают из виду те проблемы, которые могут возникнуть при тяжелых нарушениях речи в этом возрасте. В результате, родители вынуждены тратить много усилий, чтобы исправить уже неправильные речевые навыки. Раннее детство играет огромную роль в формировании речи.
Почему так происходит? Почти все родители следят за физическим развитием своих детей, но, к сожалению, не всегда уделяют внимание развитию речи. Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане развития речи.
Существуют определенные сроки появления речи (которые были рассмотрены ранее). Если вы заметите отставание в развитии речи вашего ребенка, не игнорируйте это. Тщательно следите за его речевым развитием и обратитесь за консультацией к специалисту.
Ведь всем известно, что от развития речи зависит общее психологическое и когнитивное развитие ребенка, включая память, мышление, воображение, внимание и развитие его межличностного взаимодействия.
Те родители, которые хотят оказать наиболее качественную помощь своим детям, должны следовать следующим правилам:
- С самого рождения ребенка окружайте его полноценной речевой средой.
- Постарайтесь сопровождать повседневную деятельность правильной речью, называя свои действия и предметы в домашней обстановке. При этом позволяйте ребенку наблюдать за вашим лицом и артикуляцией.
- Поощряйте любые попытки ребенка заговорить. Ваш малыш будет готов говорить только тогда, когда заметит вашу заинтересованность.
- Говорите медленно, используйте короткие и простые фразы, не переходите на "детский язык" и избегайте «ненормативной лексики».
- Для обеспечения успешного развития ребенка рекомендуется уделять ему больше времени и быть чаще рядом с ним. Важно оказывать ему физический контакт, так как он жизненно необходим.
- Ежедневное чтение ребенку также очень важно. Необходимо отвечать на его вопросы и не раздражаться, если ему нравится одна и та же книжка.
- Не корректируйте его речь, просто повторите ту же фразу правильно.
- Поощряйте его любопытство и стремление задавать вопросы.
- Не сравнивайте его с другими детьми и обеспечьте ему условия для успешного развития. Важно обратить внимание на правильное звукопроизношение ребенка и, при необходимости, обратиться к логопеду.
- Не стоит ждать, когда само собой все улучшится. Регулярные обследования у логопеда, посещение занятий и выполнение домашних заданий помогут решить проблемы с речью.
Любите своих детей!