Ирина Анатольевна Шаронова
Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Уважаемые мамы и папы!
Данная консультация поможет Вам вспомнить начальные знания о русском языке и будет хорошей «шпаргалкой» при выполнении творческих домашних заданий с детьми по программе обучения грамоте. В течение учебного года мы и дети должны научиться:
1. Слышать заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком.
2. Определять место звука в слове.
3. Выполнять звуковой анализ несложного слова, состоящего из изученных звуков и букв.
4. Делить слово на слоги.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
5. Узнавать буквы, читать с ними слоги и слова; писать печатным шрифтом буквы, слоги, слова.
7. Знать и различать понятия: звук, буква, слово, слог.
Звуки и буквы.
В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю, 21 согласная буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще две особенные буквы – это Ь и Ъ, которые не обозначают звуков.
Теперь разберемся со звуками. Поможет в этом схема:
Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:
* один звук (я - [а], е - [э], ё - [о], ю - [у] после согласных) белка - [б’элка])
* (два звука (я - [йа], е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу] в начале слова (ёлка - [йолка], после гласной (баян - [байан], а так же после Ь и Ъ (вьюнок - [в’йунок], съел - [сйэл]).
Согласные звуки, в свою очередь делятся на твёрдые и мягкие. Мягкость согласного звука обозначается значком: ’
Мягкость согласных на письме обозначаются двумя способами: с помощью мягкого знака и с помощью букв Е, Ё, И, Ю, Я.
Помните: ЗВУКИ РЕЧИ СОГЛАСНЫЕ. Они не поются, воздушная струя всегда встречает преграду (зубы, губы, язык!
ГЛАСНЫЕ (6). Их можно петь, голос работает, воздушная струя преграды не встречает [а], [о], [э], [и], [ы], [у]
звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые
звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие.
Согласные звуки еще делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Сравним, например, произнесение звуков [в] и [ф]. Когда произносим звук [в], голосовые связки дрожат (вибрируют, когда произносим [ф], голосовые связки в спокойном состоянии. Это можно проверить, приложив ладонь к горлу или, закрыв уши, услышать голос. Часть согласных образуют пары звонких и глухих звуков:
Не образуют пар звонкие [л], [м], [н], [р], [й].
Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].
Условные обозначения:
Гласный звук – красный кружок.
Согласный твёрдый глухой звук – синий кружок.
Согласный мягкий глухой звук – зелёный кружок.
Определение места звука в слове.
При определении места звука в слове необходимо напомнить ребенку, что у слова есть:
- начало (звук, с которого слово начинается)
- конец (звук, которым слово заканчивается)
- середина слова (все звуки между первым и последним звуками).
Например, задание: Определи место звука А в словах:
АИСТ МАК РУКА
Звуковой анализ слова.
При выполнении задания по звуковому анализу слова необходимо предложить ребё нку послушать и сказать:
- какой звук первый (назвать звук; гласный/согласный; твердый/мягкий; звонкий/глухой; каким кружком обозначаем, - второй (та же работа, третий (та же работа… последний (та же работа).
Все символы звуков слова рисуются под буквами.
Например, слово АУ:
- Первый звук А, он гласный, потому что его можно петь, воздушная струя не встречает преграды. Рисуем красный кружок под буквой А.
- Второй звук У, он то же гласный, потому что его можно петь, воздушная струя не встречает преграды. Рисуем под буквой У красный кружок.
Например, слово ДОМ:
- в слове ДОМ три звука
- первый звук Д, он согласный, т. к. воздушная струя встречает преграду, спеть нельзя – звук Д – твёрдый, звонкий. Под буквой Д рисуем синий кружок, под кружком колокольчик.
- второй звук О, он гласный, потому что его можно петь, воздушная струя не встречает преграды, голос работает. Рисуем под буквой красный кружок.
- третий звук М, он согласный, т. к. его нельзя петь, воздушная струя встречает преграду – губки; звук М – твёрдый, звонкий. Под буквой М рисуем синий кружок, а под ним колокольчик.
Определение количества слогов в слове. Ударный слог.
При выполнении задания по определению количества слогов в слове, можно:
- похлопать слоги. Например, ма-ли-на; дом; сан - ки.
- приложить к подбородку ладонь и посчитать, сколько раз опустится подбородок.
- сосчитать, сколько гласных в слове.
К концу года дети должны усвоить и применять правило при определении количества слогов: сколько в слове гласных, столько и слогов.