Лучший педагог года

Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством создания условий в образовательной среде

Мареева Валентина
Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством создания условий в образовательной среде

В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе РФ «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования : воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Публикация «Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством создания условий в образовательной среде» размещена в разделах

Проблема развития индивидуальности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Интерес к данной теме обусловлен гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее, динамичнее и сложнее, что требует от человека не шаблонных, привычных действий, а проявлений креативности мышления в решении задач, способности самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Именно поэтому идея поддержки индивидуальности и развития инициативности дошкольников является ключевой в ФГОС ДО.

Эти положения находят отражение в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования : ребенок проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.

В дошкольной педагогике развитие индивидуальности и инициативности у детей рассматривалось многими психологами и педагогами-исследователями (Л. С. Выгодский, М. И. Лисина, Н. Е. Веракса, Л. А. Порембская, Ф. В. Изотова, Н. А. Ветлугина, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков и др.). Специалисты отмечают, что показателями индивидуальности и инициативности в дошкольном возрасте выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, умение осуществить элементарное планирование, умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, проявление инициативы и творчества в решении задач.

Но у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован уровень индивидуальности и инициативности.

Для детей дошкольного возраста игра – это ведущий вид деятельности, она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Мы пришли к выводу, что необходимо разнообразить формы работы направленные на поддержку индивидуальности и инициативности детей посредством игровой деятельности.

Нами была поставлена цель и определены задачи для осуществления работы по развитию у детей индивидуальности и инициативности.

Цель: создание психолого - педагогических условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей в специфических для них видах деятельности.

Задачи:

- овладеть современными педагогическими технологиями, способствующими развитию самостоятельности и творчества;

- овладеть формами и методами, способствующими созданию эмоционального благополучия детей;

- совершенствовать предметно – развивающую среду;

- развивать формы взаимодействия с родителями.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. И для того, чтобы любая деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития личности дошкольника. В этом и состоит задача педагога по поддержке индивидуальности и инициативности детей.

1. Педагогические способности, необходимые для поддержки индивидуальности и инициативности детей.

Прежде всего определим, что такое индивидуальность и инициативность.

Индивидуальность -

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой. Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Работа по поддержке детской индивидуальности и инициативности проводится по трем основным направлениям: работа с кадрами (плановое повышение квалификации педагогов, семинары, консультации, методические объединения, мастер-классы, самообразование, создание развивающей предметно-пространственной среды (соответствующая возрасту, мобильная гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом, сотрудничество с семьей (консультации, индивидуальные беседы по запросам родителей, организация совместных мероприятий (праздники, развлечения, участие в выставках, конкурсах, мастер-классы).

Необходимым условием развития индивидуальности и инициативности детей является воспитание их в ситуации развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития индивидуальности, позитивной свободы и инициативности ребенка.

Постараемся ответить на вопрос, какими компетенциями должен обладать педагог?

Основными компетенциями являются:

- обеспечение эмоционального благополучия детей,

- поддержка индивидуальности и инициативы,

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях,

- построение вариативного развивающего пространства в зоне ближайшего развития,

- взаимодействие с родителями.

Рассмотрим поддержку индивидуальности и инициативы детей через призму основных педагогических способностей посредством применения основных способов действий и педагогических технологий.

Умения педагогов

Компетенции

Поддержка индивидуальности и инициативности

диагностические

Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности:

-затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности,

-преобладает исполнительность,

-не способны предложить новые способы выполнения поручений,

-не задают вопросов.

Инициативные дети :

-задают тон в игре,

-неистощимы в придумывании сюжета,

-инициативны в выборе видов и содержания труда,

-демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы,

-способны предложить свои варианты выполнения задания,

-берут на себя лидерские функции.

проектировочные

Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности:

1. Трудовая деятельность:

2. Общение:

3. Игровая деятельность

4. Познавательно- исследовательская деятельность:

5. Конструктивная деятельность:

6. Художественная деятельность:

7. Музыкальная деятельность:

8. Восприятие художественной литературы:

9. Двигательная деятельность:

исполнительские

Поддержка индивидуальности и инициативы детей через :

- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

- Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности.

коммуникативные

Для обеспечения поддержки индивидуальности и инициативы :

- Доброжелательное, внимательное, теплое отношение воспитателя к каждому ребенку.

- поощрять проявление инициативы детей в любых видах деятельности.

- проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка.

- чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один, «по душам» о событиях из жизни ребенка, его интересах.

- в беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах.

рефлексивные

Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми:

- Правильно ли были выбраны методы работы для поддержания детской индивидуальности и инициативности?

- проявляют ли дети инициативу в различных видах деятельности?

- какие еще методики можно использовать для развития детской инициативности?

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды, как условие развития индивидуальности и инициативности детей согласно требованиям ФГОС ДО.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Активность детей должна находить свое отражение в разных видах деятельности. А для этого в группе должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

- возрастного состава детей;

- психологической характеристики группы;

- количественного соотношения мальчиков и девочек;

- социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

- окружающей социальной практики.

Вернемся к умениям педагога. Одно из исполнительских умений – это создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности. Его составляющие необходимы для грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды :

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей;

- не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь;

- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности:

- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

- Поощрение высказывания оригинальных идей.

- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

- Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

- Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

- Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

3. Содержание работы с родителями по развитию индивидуальности и инициативности детей.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями педагог должен строить на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Эффективности формирования индивидуальности и инициативности у детей будут способствовать следующие педагогические условия : целенаправленное формирование инициативности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка, сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня самостоятельности и инициативности у детей. Так как главную роль в формировании индивидуальности и инициативности ребенка занимает семья. Мы обсуждали проблемы формирования индивидуальности и инициативности у детей и способы их решения на родительском собрании. В приемной размещаем информацию для родителей, которая знакомит с актуальными аспектами по данной теме. По желанию родителей были проведены консультации: «Как воспитать инициативность у детей», «Основные принципы при воспитании инициативности и самостоятельности», «Основные принципы игровой деятельности детей дошкольного возраста»,

В нашей группе родители активно участвуют во всех конкурсах, делают работы совместно с детьми, принимают участие в проектах, где основой является инициативность детей.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития индивидуальности и инициативности детей.

4. Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста.

Инициативная личность развивается в деятельности!

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, она обладает огромным развивающим потенциалом. И чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

Разные подходы к детской игре отражены в работах известных психологов и педагогов. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М. И., либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д. Б., либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л. С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие индивидуальности и инициативности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Игра привлекает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом :

- непосредственно-образовательная деятельность детей будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям;

- образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности;

- свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, индивидуальности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Организовывая работу по поддержке индивидуальности и инициативности детей, воспитатель использует разные виды игр. Но остановим свое внимание на дидактических играх.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них:

- игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики;

- дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности;

- методика «Сюжетные картинки», Е. О. Смирновой, Р. Р. Калининой;

- методика «Четвертый лишний»;

- методика «Конструирование» С. Забрамной;

- методика «Разноцветные шары») и т. д.

Но мастерство воспитателя состоит не столько в том, чтобы успешно опробовать готовые формы работы, сколько в том, чтобы придумывать что-то новое, интересное и увлекательное для достижения поставленной цели.

Мне хотелось бы вам рассказать о видоизменениях математических пазлах, которые я использую своей работе. В математических пазлах картинка получается, если собрать по порядку полосочки с цифрами от 1 до 10. В ходе этой игры закрепляются навыки счета от 1 до 10; осуществляется подготовка детей к изучению сложения и вычитания; акцентируется внимание детей на месте числа в ряду других чисел; дети учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; формируется произвольное внимание, память, навыки самопроверки и самоконтроля. Так же эта игра способствует воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету. Замечательная игра, но минус ее в том, что для полноценного выполнения задания дети должны обладать знаниями о цифрах. В нашем же детском саду дети от 1,5 до 7 лет, играть они любят все вместе. И я задалась вопросом, как же адаптировать эту игру для ребят более младшего возраста. Сначала я стала использовать картинки состоящие не из 10, а только из 4, 5, 6 и т. д. частей. Следующий вариант – задание на закрепление навыков счета (полосочки нужно собрать в порядке возрастания или уменьшения количества кружков на ней). Затем я придумала вариант пазлов, направленных на закрепление цветов спектра и дней недели (цвета располагаются в соответствии с цветами радуги, умения определять количество предметов, знаний о геометрических фигурах (работа с цветовыми схемами, на умения устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты (длины, ширины) и располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины, на закрепление знаний о последовательности частей суток, их характерных особенностях и последовательности.

Как мы видим, вариантов этой игры множество, и ребенок сам может выбрать тему и уровень сложности задания, что является отличным способом развития индивидуальности и инициативности детей.

В заключение хочется подчеркнуть, что грамотное оснащение различных зон и центров деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, партнерская позиция взрослого и продуманный выбор игровых методик способствует интеллектуальному творчеству, формированию индивидуальности и инициативности, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста. Однако, воспитатель не должен забывать о том, как важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Объединение всех перечисленных выше условий вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Оценочный лист для проведения процедуры Всоко по вопросу создания психолого-педагогических условий в ДОУ Дата___ Шкала оценивания: Соответствует – 2 балла Частично соответствует – 1 балл Не соответствует – 0 баллов 1. Взаимодействие.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Рекомендации для создания условий предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет духовное развитие детей» Б. М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством создания условий в образовательной среде
Опубликовано: 10 октября 2023 в 10:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД