Мареева Валентина
Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством создания условий в образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе РФ «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования : воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Публикация «Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством создания условий в образовательной среде» размещена в разделах
Проблема развития индивидуальности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Интерес к данной теме обусловлен гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее, динамичнее и сложнее, что требует от человека не шаблонных, привычных действий, а проявлений креативности мышления в решении задач, способности самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Именно поэтому идея поддержки индивидуальности и развития инициативности дошкольников является ключевой в ФГОС ДО.
Эти положения находят отражение в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования : ребенок проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.
В дошкольной педагогике развитие индивидуальности и инициативности у детей рассматривалось многими психологами и педагогами-исследователями (Л. С. Выгодский, М. И. Лисина, Н. Е. Веракса, Л. А. Порембская, Ф. В. Изотова, Н. А. Ветлугина, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков и др.). Специалисты отмечают, что показателями индивидуальности и инициативности в дошкольном возрасте выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, умение осуществить элементарное планирование, умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, проявление инициативы и творчества в решении задач.
Но у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован уровень индивидуальности и инициативности.
Для детей дошкольного возраста игра – это ведущий вид деятельности, она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Мы пришли к выводу, что необходимо разнообразить формы работы направленные на поддержку индивидуальности и инициативности детей посредством игровой деятельности.
Нами была поставлена цель и определены задачи для осуществления работы по развитию у детей индивидуальности и инициативности.
Цель: создание психолого - педагогических условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей в специфических для них видах деятельности.
Задачи:
- овладеть современными педагогическими технологиями, способствующими развитию самостоятельности и творчества;
- овладеть формами и методами, способствующими созданию эмоционального благополучия детей;
- совершенствовать предметно – развивающую среду;
- развивать формы взаимодействия с родителями.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. И для того, чтобы любая деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития личности дошкольника. В этом и состоит задача педагога по поддержке индивидуальности и инициативности детей.
1. Педагогические способности, необходимые для поддержки индивидуальности и инициативности детей.
Прежде всего определим, что такое индивидуальность и инициативность.
Индивидуальность -
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой. Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Работа по поддержке детской индивидуальности и инициативности проводится по трем основным направлениям: работа с кадрами (плановое повышение квалификации педагогов, семинары, консультации, методические объединения, мастер-классы, самообразование, создание развивающей предметно-пространственной среды (соответствующая возрасту, мобильная гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом, сотрудничество с семьей (консультации, индивидуальные беседы по запросам родителей, организация совместных мероприятий (праздники, развлечения, участие в выставках, конкурсах, мастер-классы).
Необходимым условием развития индивидуальности и инициативности детей является воспитание их в ситуации развивающего, не авторитарного общения.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития индивидуальности, позитивной свободы и инициативности ребенка.
Постараемся ответить на вопрос, какими компетенциями должен обладать педагог?
Основными компетенциями являются:
- обеспечение эмоционального благополучия детей,
- поддержка индивидуальности и инициативы,
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях,
- построение вариативного развивающего пространства в зоне ближайшего развития,
- взаимодействие с родителями.
Рассмотрим поддержку индивидуальности и инициативы детей через призму основных педагогических способностей посредством применения основных способов действий и педагогических технологий.
Умения педагогов
Компетенции
Поддержка индивидуальности и инициативности
диагностические
Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности:
-затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности,
-преобладает исполнительность,
-не способны предложить новые способы выполнения поручений,
-не задают вопросов.
Инициативные дети :
-задают тон в игре,
-неистощимы в придумывании сюжета,
-инициативны в выборе видов и содержания труда,
-демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы,
-способны предложить свои варианты выполнения задания,
-берут на себя лидерские функции.
проектировочные
Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности:
1. Трудовая деятельность:
2. Общение:
3. Игровая деятельность
4. Познавательно- исследовательская деятельность:
5. Конструктивная деятельность:
6. Художественная деятельность:
7. Музыкальная деятельность:
8. Восприятие художественной литературы:
9. Двигательная деятельность:
исполнительские
Поддержка индивидуальности и инициативы детей через :
- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
- Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности.
коммуникативные
Для обеспечения поддержки индивидуальности и инициативы :
- Доброжелательное, внимательное, теплое отношение воспитателя к каждому ребенку.
- поощрять проявление инициативы детей в любых видах деятельности.
- проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка.
- чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один, «по душам» о событиях из жизни ребенка, его интересах.
- в беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах.
рефлексивные
Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми:
- Правильно ли были выбраны методы работы для поддержания детской индивидуальности и инициативности?
- проявляют ли дети инициативу в различных видах деятельности?
- какие еще методики можно использовать для развития детской инициативности?
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды, как условие развития индивидуальности и инициативности детей согласно требованиям ФГОС ДО.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Активность детей должна находить свое отражение в разных видах деятельности. А для этого в группе должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
- возрастного состава детей;
- психологической характеристики группы;
- количественного соотношения мальчиков и девочек;
- социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
- окружающей социальной практики.
Вернемся к умениям педагога. Одно из исполнительских умений – это создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности. Его составляющие необходимы для грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды :
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей;
- не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь;
- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
- Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
- Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
- Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
3. Содержание работы с родителями по развитию индивидуальности и инициативности детей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями педагог должен строить на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
Эффективности формирования индивидуальности и инициативности у детей будут способствовать следующие педагогические условия : целенаправленное формирование инициативности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка, сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня самостоятельности и инициативности у детей. Так как главную роль в формировании индивидуальности и инициативности ребенка занимает семья. Мы обсуждали проблемы формирования индивидуальности и инициативности у детей и способы их решения на родительском собрании. В приемной размещаем информацию для родителей, которая знакомит с актуальными аспектами по данной теме. По желанию родителей были проведены консультации: «Как воспитать инициативность у детей», «Основные принципы при воспитании инициативности и самостоятельности», «Основные принципы игровой деятельности детей дошкольного возраста»,
В нашей группе родители активно участвуют во всех конкурсах, делают работы совместно с детьми, принимают участие в проектах, где основой является инициативность детей.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития индивидуальности и инициативности детей.
4. Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста.
Инициативная личность развивается в деятельности!
Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, она обладает огромным развивающим потенциалом. И чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.
Разные подходы к детской игре отражены в работах известных психологов и педагогов. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М. И., либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д. Б., либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л. С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие индивидуальности и инициативности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Игра привлекает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.
Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом :
- непосредственно-образовательная деятельность детей будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям;
- образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности;
- свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, индивидуальности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.
Организовывая работу по поддержке индивидуальности и инициативности детей, воспитатель использует разные виды игр. Но остановим свое внимание на дидактических играх.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них:
- игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики;
- дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности;
- методика «Сюжетные картинки», Е. О. Смирновой, Р. Р. Калининой;
- методика «Четвертый лишний»;
- методика «Конструирование» С. Забрамной;
- методика «Разноцветные шары») и т. д.
Но мастерство воспитателя состоит не столько в том, чтобы успешно опробовать готовые формы работы, сколько в том, чтобы придумывать что-то новое, интересное и увлекательное для достижения поставленной цели.
Мне хотелось бы вам рассказать о видоизменениях математических пазлах, которые я использую своей работе. В математических пазлах картинка получается, если собрать по порядку полосочки с цифрами от 1 до 10. В ходе этой игры закрепляются навыки счета от 1 до 10; осуществляется подготовка детей к изучению сложения и вычитания; акцентируется внимание детей на месте числа в ряду других чисел; дети учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; формируется произвольное внимание, память, навыки самопроверки и самоконтроля. Так же эта игра способствует воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету. Замечательная игра, но минус ее в том, что для полноценного выполнения задания дети должны обладать знаниями о цифрах. В нашем же детском саду дети от 1,5 до 7 лет, играть они любят все вместе. И я задалась вопросом, как же адаптировать эту игру для ребят более младшего возраста. Сначала я стала использовать картинки состоящие не из 10, а только из 4, 5, 6 и т. д. частей. Следующий вариант – задание на закрепление навыков счета (полосочки нужно собрать в порядке возрастания или уменьшения количества кружков на ней). Затем я придумала вариант пазлов, направленных на закрепление цветов спектра и дней недели (цвета располагаются в соответствии с цветами радуги, умения определять количество предметов, знаний о геометрических фигурах (работа с цветовыми схемами, на умения устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты (длины, ширины) и располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины, на закрепление знаний о последовательности частей суток, их характерных особенностях и последовательности.
Как мы видим, вариантов этой игры множество, и ребенок сам может выбрать тему и уровень сложности задания, что является отличным способом развития индивидуальности и инициативности детей.
В заключение хочется подчеркнуть, что грамотное оснащение различных зон и центров деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, партнерская позиция взрослого и продуманный выбор игровых методик способствует интеллектуальному творчеству, формированию индивидуальности и инициативности, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста. Однако, воспитатель не должен забывать о том, как важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Объединение всех перечисленных выше условий вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.