Наталья Мишукова
Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ
▼ Скачать
Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ
Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования
целого комплекса базовых социально-значимых качеств личности, к числу
которых относится инициативность. Инициативность традиционно трактуется
как качество личности, ее способность к инициативе, самостоятельным
начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в
деятельности
Важнейшее значение поддержки детской инициативы для развития
Публикация «Поддержка детской инициативы в контексте ФГОС ДОУ» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
самостоятельности, инициативности и обеспечения всестороннего развития
личности дошкольника признается большинством исследователей, однако
единого понимания термина инициативность в настоящий момент в науке не
существует.
Как правило, в педагогической литературе инициативность определяется
как качество ребенка, его усилия, направленные на удовлетворение
познавательных интересов и потребностей. По мнению Ильина Е. П.
инициативность является частным случаем проявления самостоятельности
личности Година Г. Н. и Елисеева З. Н. рассматривают самостоятельность в
качестве одного из критериев инициативы
Вслед за коллективом авторов “Справочника по психологии и психиатрии
детей и подростков” мы определяем инициативность как характеристику
деятельности, поведения и личности человека, означающую его способность
действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности –
поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Формирование
инициативности в этой связи предполагает превращение деятельности
дошкольников, которую они организуют совместно со взрослыми (как реакция
на внешние стимулы, в их самодеятельность (по внутреннему побуждению).
На практике инициативность проявляется в повседневном поведении
ребенка: инициативный ребенок стремится к организации групповых игр, умеет
самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми, может
самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить
интересное дело другим детям. Важнейшим условием успешного
формирования инициативности у дошкольников является поддержка детской
инициативы во всех видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в
обучении.
Формированию инициативности уделяется особое внимание в Новом
Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного
Образования. ФГОС ДО выдвигает на первое место полноценное проживание
ребенком дошкольного детства, при котором он становится субъектом
образовательных отношений, а детская инициатива ставится во главу угла – и
как средство развития личности ребенка, и как цель. Инициатива дошкольников
должна поддерживается в различных видах культурных практик –
разнообразных, инициируемых взрослым или самим ребенком, основанных на
текущих и перспективных интересах ребенка видах самостоятельной
деятельности.
Среди культурных практик традиционно выделяют следующие виды:
поисково-исследовательская деятельность, продуктивные виды деятельности,
экспериментирование, игра, манипуляция с предметами, фантазирование,
творческая деятельность.
Рассмотрим способы поддержки детской инициативы и
самостоятельности ребенка на примере организации в ДОУ различных
культурных практик.
Таким образом, педагогическая практика подтверждает факт
целесообразности использования культурных практик в ДОУ, направленных на
поддержку детской инициативы и, как следствие, развитие социально значимого качества личности - инициативности. Важными условиями
поддержания и развития детской инициативы являются правильно
организованная развивающая предметно-пространственная среда, ее
содержательное наполнение, а также грамотная организация совместной
практической деятельности взрослых и детей.
В заключение отметим, что занимающая важное место в структуре ФГОС
ДО поддержка детской инициативы является залогом успешного развития
таких социально-значимых качеств ребенка, как инициативность,
самостоятельность и способность брать на себя решение задач, обладающих
просоциальными ценностями, осознавать необходимость достижения цели с
позиции должного