Юлия Буковская
Консультация «Почему дети приходят в детский сад с нарушением опорно-двигательного аппарата?»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на родительском собрании:
Почему дети приходят в детский сад с нарушением опорно-двигательного аппарата?
В 3 года дети приходят в детский сад уже с нарушениями координации движений и неправильной осанкой, что обусловлено неправильным двигательным режимом дома.
Публикация «Консультация „Почему дети приходят в детский сад с нарушением опорно-двигательного аппарата?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Отставание в развитии двигательных функций начинается уже в 5 – 6 месяцев, когда матери при попустительстве педиатра начинают присаживать малыша, который ещё не научился поворачиваться самостоятельно. В 6 месяцев, когда ребёнок пытается вставать на четвереньки, его необходимо выкладывать на застеленный одеялом пол.
Нельзя разрешать ребёнку вставать в манеже, если он не научился ползать.
Ползание – самая прекрасная активная подготовка ребёнка к вертикальному положению. Только после периода ползания у ребёнка развивается правильная координация, так как все движения активные, то есть ребёнок делает их сам, а не мать, не массажист. Дети, которые, не ползая, научились ходить в манеже, первое время ходят приставным шагом, выставив одно плечо вперёд с резко увеличенным поясничным лордозом, который усугубляется слабыми мышцами брюшного пресса. Ползание не только способствует формированию правильной координированной походки, но и укрепляет мышцы спины и живота. Если ребёнок начал рано в 6 – 7 месяцев вставать в кроватке или манеже за счёт силы рук, а с 8 месяцев начал ходить без обуви вдоль барьера, фиксирующей голеностопный сустав, у малыша развивается компенсаторная «вальгусная» установка стоп, для увеличения площади опоры.
Практически никто из родителей не выполняет обязательного правила:
ползать ребёнок должен в пинетках, а учиться ходить только в ботинках со
шнуровкой и высоким задником, а не каблуком, как иногда рекомендуют.
До 80% детей не умеют ползать в 7 – 9 месяцев, а сразу пошли к удовольствию родителей, не подозревая о пагубных последствиях такого
процесса формирования двигательных навыков ребёнка, то есть отсутствие
необходимого для правильного формирования позвоночника и правильной
координации навыка – ползания.
Таким образом, дети приходят в ДОУ с нарушенной осанкой и с неправильной установкой стоп.
Развитие ребенка 6 лет, нарушения осанки детей
Причины и профилактика нарушений осанки, корригирующая гимнастика
На шестом году жизни ребенок приобретает все больше черт взрослого, и в то же время ему еще присущи непосредственность, подвижность, застенчивость. У шестилетнего малыша повышается выносливость, улучшается координация движений. Он лучше прыгает, точнее бросает и ловит мяч, легко и ритмично бегает.
У детей старшего дошкольного возраста запас слов доходит до 4—5 тысяч. Это общеупотребительные слова, используемые в разговорной речи. Но не все дети в одинаковой мере употребляют такой объем слов. Одни свободно и постоянно используют весь свой словарный фонд, другие ограничиваются в своей речи значительно меньшим их объемом.
Следует отметить, что современные дети и растут, и во всех отношениях развиваются быстрее, чем в прежние, даже не очень далекие времена. Это явление, свойственное всем детям нашей планеты независимо от расовой и национальной принадлежности, называется акселерацией. Она оказывает свое влияние во все периоды жизни ребенка, начиная с его внутриутробного развития. Наиболее отчетливо ее действие прослеживается в раннем и дошкольном возрасте.
За шестой год ребенок вырастает на 5—6 см. Масса тела его увеличивается на 2—2,5 кг. В 6 лет средняя длина тела мальчиков —112—121 см, девочек —111 —122 см, масса соответственно — 19,3—24,5 кг и 19,8—24,4 кг, окружность груди — 55—61 см и 54—61 см.
На шестом году наиболее часто выявляются первые дефекты в осанке. Осанка — это привычная правильная поза, формирующаяся в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций. Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от формы и гибкости позвоночника, наклона таза, состояния нервно-мышечного и связочного аппарата. При правильной осанке у ребенка чуть приподнята голова, грудь слегка выгнута вперед, спина прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнуты в коленях. Осанка у детей неустойчивая. Она легко изменяется под влиянием неправильного длительного положения тела.
Мебель, не соответствующая росту, неудобная кровать (раскладушка, постоянная ходьба, при которой ребенка держат за одну и ту же руку, способствуют закреплению неправильного соотношения костей, изменению тонуса мышечно-связочного аппарата и ведут к вялой, неряшливой осанке. То же можно сказать о неправильной позе во время сна, когда ребенок постоянно спит, поджав ноги к животу (калачиком). Ребенок не должен сидеть, сильно наклонив вперед или в сторону корпус, закинув за спинку стула руку или подложив под себя ногу. Это тоже ведет к нарушению осанки, как и привычка стоять подолгу с опорой то на одной, то на другой ноге. Ребенок с хорошей осанкой равномерно распределяет массу тела на обе ноги, ступни его параллельны. Отклонения в осанке не только некрасивы эстетически, но и неблагоприятно сказываются на положении и работе внутренних органов (легких, сердца, печени, желудочно- кишечного тракта). Нарушения осанки чаще наступают у детей с плохо развитой мускулатурой.
Ребенка надо учить правильной манере держаться. Словесные замечания: «стой ровно», «подними голову», «подбери живот» — в этом деле мало что дают. Необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой. Нужно подбирать упражнения, укрепляющие мышцы туловища и тем самым способствующие правильной осанке.
Сюда относятся упражнения для позвоночника:
1 «Кошечка добрая — кошечка сердится». Исходное положение: ребенок на четвереньках опирается о пол коленями и локтями. В первой части упражнения спина прогибается вниз, голова поднимается кверху, ребенок говорит «мяу». Во второй части упражнения голова опускается вниз, а спина круто поднимается вверх. Малыш на выдохе произносит шипящий звук, имитируя рассерженную кошку.
2 «Колка дров». Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в замок закинуты за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.
3 На голову помещается какой-нибудь нетяжелый предмет, и ребенок совершает круг, стараясь не уронить его.
4 «Птичка». Исходное положение: лежа на животе. Взрослый прижимает к полу голени малыша, а он в это время старается поднять голову и раскинутые в стороны руки.
5 Лежа на спине приподнимать поочередно, а потом вместе обе ноги вверх и медленно опускать. Усложнить это упражнение можно, делая встречные окрестные движения ногами (ножницы) или слегка приподнимая ноги от пола и имитируя езду на велосипеде.
6 Круговые движения вытянутыми руками назад в положении стоя.
7 Лежа на спине, ребенок прижимается к полу так плотно, чтоб под бедра, поясницу и шею нельзя было продвинуть и края ладони.