Ирина Грязнова
План кружковой работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей родителей (законных представителей) воспитанников, по результатам анкетирования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Анжеро-Судженского городского округа «детский сад №23» (далее по тексту - Учреждение) организованы образовательные услуги, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом и включенные в Устав Учреждения. Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее по тексту - Программа) направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании.
Публикация «План кружковой работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Методологической и теоретической основой определения содержания Программы являются правовые акты Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г.
№26);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»).
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.
В результате вышесказанного актуальность дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.
Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.
Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, другие – теневому театру (А. В. Мельникова, третьи лепке, конструированию (З. И. Богатеева, четвёртые – упражнения с пальчиками (Т. В. Фадеева) и др. На основании всего изученного нами была разработана программа кружка «Пальчиковые игры»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики» :
• обучение детей проводится с 3-летнего возраста;
• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
• разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: мелкая моторика; речевое развитие.
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме.
Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики»
Цель программы: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
Обучающие:
• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
• формирование практических умений и навыков;
• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие :
• развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
• совершенствование движений рук;
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
• развитие речи детей.
Воспитательные:
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
• воспитывать и развивать художественный вкус;
• воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Принципы и подходы к формированию программы:
• принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики» является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия и игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
Месяц Неделя Тема занятий Материал для занятий
ОКТЯБРЬ (всего 4 занятия) 1
Тема: «Вводная беседа»
Знакомство с группой, правила
поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу
С предметами:
-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.
-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки Мячи, шнуровки, коробочки с крупой
2 Тема: «Дружные ребята»
1. Пальчиковая игра «Дружба»
2. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку).
3. Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» Коробочки с горохом и бобами,
Атрибуты для игры «чудесный мешочек»
3
Тема: «Играем ладушки»
1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
2. Игры с пуговицами.
3. Ладошковая живопись «Разноцветное дерево».
Пуговицы,
Краски
Ватман
Влажные салфетки
4
Тема: «Дикие животные»
1. Пальчиковая игра «На лужок»
2. Игра с грецкими орехами «Не урони».
3. Инсценировка «Колобок»
Грецкий орех
Иллюстрации к сказке «Колобок»
НОЯБРЬ (всего 4 занятия) 1
Тема: «Человечки»
1. Пальчиковая игра «Это я»
2. Дидактическая игра «Золушка» (с крупами)
3. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки)
Коробочки с крупами
палочки с верёвочкой
2
Тема: «Помощники»
1. Пальчиковая игра «Профессии»
2. Игра «Выложи помидор» (с горохом) 3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Горох
Чудесный мешо-чек, игрушки
3
Тема: «Рыбки»
1. Пальчиковая игра «Рыбки»
2. Игры с прищепками.
3. Игра «Рыбалка»
Прищепки
Маска щуки
4
Тема: «Транспорт»
1. Пальчиковая игра «Транспорт»
2. Работа с конструктором (гараж).
3. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Конструктор
Дидактический материал для игры «четвертый лишний»
ДЕКАБРЬ (всего 5 занятия) 1
Тема: «Зима»
1. Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»
2. Дидактическая игра «Найди два одинаковых».
3. Игра «Собери снежки» (собрать на скорость «снежки») Дидактическая матери ал для игры «Найди два одинаковых».
Поролоновые снежки
2
Тема: «Чудеса в лесу»
1. Пальчиковая игра «Времена года»
2. Работа с ватой (снежные сугробы)
3. Инсценировка «Рукавичка» Вата
Кукольный театр для инсценировки сказки «Рукавичка»
3
Тема: «Птичья столовая»
1. Пальчиковая игра «Птички»
2. Игра с фасолью (выложить птицу).
3. Дидактическая игра «Найди пару». Коробочка с фасолью
Картинки
4
Тема: «Маленькой елочке холодно зимой»
1. Пальчиковая игра «Ёлочка»
2. Обрывание салфетки (игрушки для ёлочки)
3. Игра «Украшаем елку»
Салфетки
Картинка елки новогодней
5
Тема: «Зимние забавы»
Пальчиковая игра «Зимние забавы»
1. Дидактическая игра: «Разноцветные льдинки».
2. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать снежинки)
Формочки для льдинок
Мука
ЯНВАРЬ (всего 3занятия) 1
Тема: «В гостях у сказки»
1. Пальчиковая игра «Сказки»
2. Инсценировка сказки «Теремок»
3. Игра «Мозаика».
Пальчиковый театр «Теремок»
Мозаика
2
Тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся»
1. Пальчиковая игра «Домашние птицы»
2. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать травку)
3. Игра «Найди такую же птицу»
Крупа манка
Карточки с птицами
1
Тема: «Семья»
1. Пальчиковая игра «Моя семья»
2. Дидактическая игра «Эмоции».
3. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь). Дидактическая игра «Эмоции»
Бросовый материал
ФЕВРАЛЬ (всего 3 занятия) 1
Тема: «Пилим и строгаем — папе помогаем»
1. Пальчиковая игра «Ну-ка, братцы, за работу!»
2. Фигурки из цветных шнурков (Солнышко).
3. Инсценировка «Как мы помогаем папе»
Цветные шнурки
2
Тема: «Бойцы-молодцы»
1. Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»
2. Игра с горохом или фасолью
3. Соревнования
Коробочки с горохом и фасолью
2
Тема: «Мамины помощники»
1. Пальчиковая игра «Мамы всякие нужны»
2. Игра «Красивые бусы для мамы»
3. Инсценировка «Как мы маме помогаем»
Бусинки
Шнурки
МАРТ (всего 5 занятия) 1
Тема: «Цветок для мамы»
1. Пальчиковая игра «Алые цветочки»
2. Дидактическая игра «Съедобное - не съедобное»
3. Рисование цветным песком «Цветы для мамы»
Мяч
Цветной песок
2
Тема: «Солнышко»
1. Пальчиковая игра «Солнышко»
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.
3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать солнце)
Дидактическая черепаха
Манка
3
Тема: «Пришла весна»
1. Пальчиковая игра «Пришла весна»
2. Фигурки из палочек.
3. «Собери шарики в корзинку»
Палочки
Корзинка с шариками
4
Тема: «Травка зеленеет»
1. Пальчиковая игра «Радуются взрослые и дети»
2. Игра «Лабиринт». (Пальчиком провести дорожку к домику).
3. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Крупа, ложки, 2 емкости
5 Тема: «Мои любимые животные»
1. Пальчиковая игра «Мышка и кошка»
2.«Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением домашних животных
3. Помоги бабушке смотать клубок скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением домашних животных
Клубки ниток
АПРЕЛЬ (всего 4 занятия) 1
Тема: «Домик»
1. Пальчиковая игра «Я хочу построить дом»
2. Игра «Большой и маленькой»
3. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей. Дидактический материал для игры «Большой и маленький»
Картинки
2
Тема: «Отправляемся в полет»
1. Пальчиковая игра «Космонавт»
2. Игра «Кто быстрее долетит до планеты»
3. Игра «Помоги космонавту найти дорожку к ракете». (Пальчиком провести дорожку к ракете).
Веревки с ракета-ми на палочках
Заготовки для игры
3
Тема: «Маленькие исследователи»
1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
2. Пальчиковая игра «Здравствуй!»
3. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).
Карандаши
Мука
4
Тема: «Цветочек радуется солнышку»
1. Пальчиковая игра «Цветок»
2. Игра «Солнце светит ярко-ярко» (выложить из зубочисток солнечные лучи вокруг желтого кружка).
3. Игра «Кто больше соберет фасоли?» (собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)
Желтые круги
Зубочистки
Фасоль
Бутылка с пробкой
МАЙ (всего 4 занятия) 1
Тема: «Дружба»
1. Пальчиковая игра «Дружба»
2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чудесный мешочек).
3. Игра «Посыпаем дорожку».
Чудесный мешочек
Песок
2
Тема: «Мы идем на парад»
1. Пальчиковая игра «Капитан»
2. Игра «Напольная мозаика»
3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру). Напольная мозаика
Овалы
3
Тема: «Мои вещи»
1. Пальчиковая игра «Мои вещи»
2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание зубочисток в большой и маленький пластилиновый комочек).
3. Игра «Чудо - прищепки»
Зубочистки
Пластилин
Прищепки
4
Тема: «Вот и лето наступило»
1. Пальчиковая игра «Лето»
2. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон. Листы бумаги желтого цвета, клей, зеленый лист бумаги