Получи документы

План кружковой работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет

Ирина Грязнова
План кружковой работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей родителей (законных представителей) воспитанников, по результатам анкетирования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Анжеро-Судженского городского округа «детский сад №23» (далее по тексту - Учреждение) организованы образовательные услуги, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом и включенные в Устав Учреждения. Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее по тексту - Программа) направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании.

Публикация «План кружковой работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет» размещена в разделах

Методологической и теоретической основой определения содержания Программы являются правовые акты Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г.

№26);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»).

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.

В результате вышесказанного актуальность дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, другие – теневому театру (А. В. Мельникова, третьи лепке, конструированию (З. И. Богатеева, четвёртые – упражнения с пальчиками (Т. В. Фадеева) и др. На основании всего изученного нами была разработана программа кружка «Пальчиковые игры»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики» :

• обучение детей проводится с 3-летнего возраста;

• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: мелкая моторика; речевое развитие.

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме.

Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики»

Цель программы: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основные задачи:

Обучающие:

• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

• формирование практических умений и навыков;

• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие :

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

• совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

• воспитывать и развивать художественный вкус;

• воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Принципы и подходы к формированию программы:

• принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики» является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия и игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

Месяц Неделя Тема занятий Материал для занятий

ОКТЯБРЬ (всего 4 занятия) 1

Тема: «Вводная беседа»

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки Мячи, шнуровки, коробочки с крупой

2 Тема: «Дружные ребята»

1. Пальчиковая игра «Дружба»

2. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку).

3. Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» Коробочки с горохом и бобами,

Атрибуты для игры «чудесный мешочек»

3

Тема: «Играем ладушки»

1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

2. Игры с пуговицами.

3. Ладошковая живопись «Разноцветное дерево».

Пуговицы,

Краски

Ватман

Влажные салфетки

4

Тема: «Дикие животные»

1. Пальчиковая игра «На лужок»

2. Игра с грецкими орехами «Не урони».

3. Инсценировка «Колобок»

Грецкий орех

Иллюстрации к сказке «Колобок»

НОЯБРЬ (всего 4 занятия) 1

Тема: «Человечки»

1. Пальчиковая игра «Это я»

2. Дидактическая игра «Золушка» (с крупами)

3. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки)

Коробочки с крупами

палочки с верёвочкой

2

Тема: «Помощники»

1. Пальчиковая игра «Профессии»

2. Игра «Выложи помидор» (с горохом) 3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Горох

Чудесный мешо-чек, игрушки

3

Тема: «Рыбки»

1. Пальчиковая игра «Рыбки»

2. Игры с прищепками.

3. Игра «Рыбалка»

Прищепки

Маска щуки

4

Тема: «Транспорт»

1. Пальчиковая игра «Транспорт»

2. Работа с конструктором (гараж).

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Конструктор

Дидактический материал для игры «четвертый лишний»

ДЕКАБРЬ (всего 5 занятия) 1

Тема: «Зима»

1. Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

2. Дидактическая игра «Найди два одинаковых».

3. Игра «Собери снежки» (собрать на скорость «снежки») Дидактическая матери ал для игры «Найди два одинаковых».

Поролоновые снежки

2

Тема: «Чудеса в лесу»

1. Пальчиковая игра «Времена года»

2. Работа с ватой (снежные сугробы)

3. Инсценировка «Рукавичка» Вата

Кукольный театр для инсценировки сказки «Рукавичка»

3

Тема: «Птичья столовая»

1. Пальчиковая игра «Птички»

2. Игра с фасолью (выложить птицу).

3. Дидактическая игра «Найди пару». Коробочка с фасолью

Картинки

4

Тема: «Маленькой елочке холодно зимой»

1. Пальчиковая игра «Ёлочка»

2. Обрывание салфетки (игрушки для ёлочки)

3. Игра «Украшаем елку»

Салфетки

Картинка елки новогодней

5

Тема: «Зимние забавы»

Пальчиковая игра «Зимние забавы»

1. Дидактическая игра: «Разноцветные льдинки».

2. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать снежинки)

Формочки для льдинок

Мука

ЯНВАРЬ (всего 3занятия) 1

Тема: «В гостях у сказки»

1. Пальчиковая игра «Сказки»

2. Инсценировка сказки «Теремок»

3. Игра «Мозаика».

Пальчиковый театр «Теремок»

Мозаика

2

Тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся»

1. Пальчиковая игра «Домашние птицы»

2. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать травку)

3. Игра «Найди такую же птицу»

Крупа манка

Карточки с птицами

1

Тема: «Семья»

1. Пальчиковая игра «Моя семья»

2. Дидактическая игра «Эмоции».

3. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь). Дидактическая игра «Эмоции»

Бросовый материал

ФЕВРАЛЬ (всего 3 занятия) 1

Тема: «Пилим и строгаем — папе помогаем»

1. Пальчиковая игра «Ну-ка, братцы, за работу

2. Фигурки из цветных шнурков (Солнышко).

3. Инсценировка «Как мы помогаем папе»

Цветные шнурки

2

Тема: «Бойцы-молодцы»

1. Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»

2. Игра с горохом или фасолью

3. Соревнования

Коробочки с горохом и фасолью

2

Тема: «Мамины помощники»

1. Пальчиковая игра «Мамы всякие нужны»

2. Игра «Красивые бусы для мамы»

3. Инсценировка «Как мы маме помогаем»

Бусинки

Шнурки

МАРТ (всего 5 занятия) 1

Тема: «Цветок для мамы»

1. Пальчиковая игра «Алые цветочки»

2. Дидактическая игра «Съедобное - не съедобное»

3. Рисование цветным песком «Цветы для мамы»

Мяч

Цветной песок

2

Тема: «Солнышко»

1. Пальчиковая игра «Солнышко»

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать солнце)

Дидактическая черепаха

Манка

3

Тема: «Пришла весна»

1. Пальчиковая игра «Пришла весна»

2. Фигурки из палочек.

3. «Собери шарики в корзинку»

Палочки

Корзинка с шариками

4

Тема: «Травка зеленеет»

1. Пальчиковая игра «Радуются взрослые и дети»

2. Игра «Лабиринт». (Пальчиком провести дорожку к домику).

3. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Крупа, ложки, 2 емкости

5 Тема: «Мои любимые животные»

1. Пальчиковая игра «Мышка и кошка»

2.«Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением домашних животных

3. Помоги бабушке смотать клубок скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением домашних животных

Клубки ниток

АПРЕЛЬ (всего 4 занятия) 1

Тема: «Домик»

1. Пальчиковая игра «Я хочу построить дом»

2. Игра «Большой и маленькой»

3. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей. Дидактический материал для игры «Большой и маленький»

Картинки

2

Тема: «Отправляемся в полет»

1. Пальчиковая игра «Космонавт»

2. Игра «Кто быстрее долетит до планеты»

3. Игра «Помоги космонавту найти дорожку к ракете». (Пальчиком провести дорожку к ракете).

Веревки с ракета-ми на палочках

Заготовки для игры

3

Тема: «Маленькие исследователи»

1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

2. Пальчиковая игра «Здравствуй!»

3. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).

Карандаши

Мука

4

Тема: «Цветочек радуется солнышку»

1. Пальчиковая игра «Цветок»

2. Игра «Солнце светит ярко-ярко» (выложить из зубочисток солнечные лучи вокруг желтого кружка).

3. Игра «Кто больше соберет фасоли?» (собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)

Желтые круги

Зубочистки

Фасоль

Бутылка с пробкой

МАЙ (всего 4 занятия) 1

Тема: «Дружба»

1. Пальчиковая игра «Дружба»

2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чудесный мешочек).

3. Игра «Посыпаем дорожку».

Чудесный мешочек

Песок

2

Тема: «Мы идем на парад»

1. Пальчиковая игра «Капитан»

2. Игра «Напольная мозаика»

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру). Напольная мозаика

Овалы

3

Тема: «Мои вещи»

1. Пальчиковая игра «Мои вещи»

2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание зубочисток в большой и маленький пластилиновый комочек).

3. Игра «Чудо - прищепки»

Зубочистки

Пластилин

Прищепки

4

Тема: «Вот и лето наступило»

1. Пальчиковая игра «Лето»

2. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон. Листы бумаги желтого цвета, клей, зеленый лист бумаги

Публикации по теме:

Опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму Подготовка дошкольника к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к обучению в школе. Письмо требует слаженной работы мелких.

Развитие мелкой моторики у детей от 1,5 до 3 лет в кружковой деятельности Вопрос развития мелкой моторики детей очень актуален. Это постоянно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области.

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». План работы по самообразованию ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД Цель – развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего.

Конспект родительского собрания «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в детском саду на тему: Нетрадиционные форма работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Система работы по развитию мелкой моторики у детей» Выступление на районном семинаре «Современные образовательные технологии в ДОУ» воспитателя 1 кв. категории МДОУ «Новомичуринский детский.

Мастер-класс для родителей «Прищепалки-развивалки» о значимости работы по развитию мелкой моторики рук у детей Детско-родительский проект «Школа заинтересованных родителей». Мастер-класс «Прищепалка-развивалка» (развитие мелкой моторики рук) «Истоки.

Отчет о реализации проекта «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста»Отчет о реализации проекта «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста» В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом.

Опыт работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаОпыт работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке,.

Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата К детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План кружковой работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 11:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План кружковой работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Грязнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД