Елена Двурекова
Планирование деятельности детей в центрах активности с использованием методики «Паутинка» технологии Л. В. Свирской
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование деятельности детей в центрах активности с использованием методики технологии Л. В. Свирской
Работая в 1 младшей группе, я хотела внести изменения в свою работу и взглянуть на образовательный и воспитательный процессы с точки зрения всех субъектов: ребенка, воспитателя и родителя. Моя группа в 2018-2019 учебном году планирует работать по технологии Л. В. Свирской.
Публикация «Планирование деятельности детей в центрах активности с использованием методики „Паутинка“ технологии Л, В, Свирской» размещена в разделах
(Лидия Васильевна Свирская - кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество».
Акценты постановки целей :
-Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
-Максимальная помощь в самореализации ребенка.
-Признание права на развитие ребенка по собственной траектории.
К сожалению, многие образовательные программы составлены так, что все решения принимаются взрослыми, и дети большую часть времени работают над поставленными взрослыми задачами. Обучение по технологииЛ. В. Свирской - более ориентированное на ребенка:
-Воспитатели действуют, прежде всего, как помощники, а затем уже как учителя.
-Обучение, главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности.
-Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях.
-Дети подключаются к принятию решения о том, что они хотят изучать и с кем они хотят работать.
ЧТО ЭТО ДАЕТ ДЕТЯМ?
Установленное постоянное время в режиме дня:
1. Когда ребенок может рассказать о своих новостях, мыслях, идеях.
(Это непосредственно наш «Утренний сбор». Мы с малышами его назвали «Солнышко», поскольку все садимся в круг прямо на пол, вытянув ноги, и смотримся как «лучики».Очень важно! Собираемся по сигналу мелодии «В гостях у сказки»)
2. Предложить свою тему для изучения, обсудить с другими детьми общий план.
3. Спланировать собственную деятельность на ближайшее время.
4. Выполнить намеченное самостоятельно, или вместе с другими детьми, или вместе со взрослыми, которых он выбрал.
5. Обсудить результаты своей работы, увидеть результаты других детей, понять свои достижения и затруднения.
Установленное постоянное место:
1. Где ребенок свободно может взять нужные для работы материалы и средства.
2. Где ребенок может разместить свои работы («Дерево творчества» с магнитами).
3. Где он может сохранить их для продолжения начатого дела.
4. Где ребенок может побыть один («Центр уединения»).
И, как результат: «Я умею», «Я могу», «Я люблю», «Вот чему я научился!»
Какую работу я планирую проводить с родителями:
-Информацию о достижениях ребенка.
-Информацию о любопытных неординарных проявлениях ребенка.
-Информацию о здоровье ребенка.
-Информацию о перспективах ребенка.
Как это может выглядеть:
• Стенд с информациейоб умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений.
• Высказывания детей «Говорилки».
• «Я умею», «Я могу», «Я люблю», «Вот чему я научился!» - достижения каждого ребенка. Персональные, стилизованные значки (ладошки, фигурки детей, кораблики и т. п., где ежедневно воспитателями и родителями ведется запись новых приобретений ребенка.
• Демонстрационный портфель- персональная папка каждого ребенка, в которую педагоги и сами дети складывают работы.
• Модель трех вопросов- вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.
• Плакаты ко дню рождения «Звезда недели», «Наша звездочка» - интервью ребенка, пожелания детей, родителей, воспитателей.
Я хочу рассказать о структуре самой технологии.
Наш день сразу после зарядки начинается с «Утреннего сбора»
А сейчас мы с вами попробуем взглянуть на процесс образования изнутри: превратимся в тех, кто участвует в процессе- в детей, создадим в детском саду тёплую, сердечную атмосферу, наполним жизнь маленького ребёнка интересными событиями, занимательными играми, весельем и музыкой. Задача взрослых–максимально облегчить процесс адаптации к новым условиям, к новому образу жизни.
Пример утреннего сбора.
Я попрошу вас встать в круг. ( звучит позывной: музыка «В гостях у сказки»)
Доброе утро, мои дорогие. Я очень рада видеть вас всех. Дашенька, ты сегодня такая румяная. Соня с утра немного грустная. Давайте подарим Соне хорошее настроение. Как это можно сделать? Улыбнуться и сказать:»Дай ладошку, я поглажу её немножко».
Я специально придумываю ситуации, в которых малыши узнают друг друга по именам.
«Мишка - топтышка знакомится с ребятами»
Я приношу Мишку –топтышку. «Дети, это Мишка – топтышка. Он хочет с вами поздороваться и поиграть. Но он не знает, как вас зовут. Ну–ка, назовите мне свои имена! (дети называют). А ещё громче. Посмелее. (дети называют).
Всех ребяток я узнал,
За собою в круг позвал,
За руки мы все возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Для успешного вхождения малышей в среду сверстников важно, развивая их взаимоотношения. Научить детей действовать согласованно, участвовать в общих делах.
Использую в работе разнообразные игры-имитации:
-«Мы гуляем с игрушками».
-«Нам хорошо вдвоём»
Как я знакомлю детей с развивающими центрами.
«А теперь мои ребятки, поиграем вместе в прятки!
Раз, два, три,четыре, пять- прячьтесь. Я иду искать!» Дети разбегаются и прячутся. Я ищу и произношу вслух, где я нашла каждого.
А что мы сегодня будем делать в уголке для рисования, в уголке для строительства (дети отвечают) А теперь поиграем.
Оценка «Дневник достижений»
(воспитатель размещает на стенде картинки со значками разных дел, которые малыш выполнял или участвовал в них в течении дня.)
Конечно, есть один «минус» в этой технологии : если не будет помощи с вашей стороны, то ребенку будет очень сложно. Помогите ему ответить на все вопросы или подскажите, где можно их найти. Ваша помощь обязательно нужна, она бесценна!