Татьяна Подакова
План тематической недели «Я хочу здоровым быть» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы…»
Томас Карлейль
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Публикация «План тематической недели „Я хочу здоровым быть“ по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Неделя здоровья. Планы, тематические недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательной – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурной – оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным я считаю следующее:
Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает :
Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
Цель: Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье.
Задачи:
1. Прививать любовь к физическим упражнениям;
2. Познакомить детей с правилами правильного питания;
3. Продолжать знакомить с правилами гигиены;
4. Воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.
Тематический план
Понедельник «Наше тело» - Дать представления о строении функциях некоторых органов нашего организма. Дать представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на состояние здоровья человека. Дать понятие «Здоровье», «Осанка». Вызвать познавательный интерес к своему здоровью. Дать понятие о взаимосвязи человека и природы. Повышать психоэмоциональную устойчивость.
-Утренняя гимнастика (комплекс №1) - см. приложение.
Цель: обрести эмоциональное состояние и хорошее настроение на весь день.
- Беседа «Сохрани свое здоровье»
Цель: Показать необходимость бережного отношения к своему здоровью; Закрепить умения пользоваться средствами личной гигиены; Учить детей навыкам самомассажа; Закрепить знания частей тела, названий пальчиков; Развивать умственные способности детей, их интерес к окружающему миру и наблюдательность; Совершенствовать координацию движений.
-Сюжетно-ролевая игра: «Научим своих детей вести себя правильно»
Цель:в игровой форме уточнить и закрепить знакомые детям культурно-гигиенические навыки, сопровождающие прием пищи.
-Разучивание стихотворения «Части тела»
Цель: закрепить названия частей тела, развивать память
-Дид. игра «Собери человека»
Цель: закрепить названия основных частей тела человека, собрать человечка из частей (геометрических фигур)
-Игра малой подвижности «Лавота»
Цель: закрепить знания о частях тела.
- Под. игра «Совушка-сова»
Цель: развивать двигательную активность, умение играть по правилам.
-Босохождение по дорожкам здоровья, прием солнечных и воздушных ванн, обливание ног
Цель: продолжать закаливать организм детей.
Игра-конкурс: «Сколькими способами человек может выразить свою радость»
Цель: формировать умение выражать свои мысли не только словами, но и жестами, эмоциями.
-Пальчиковая гимнастика «Части тела»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
-Бодрящая гимнастика после сна, комплекс «Дружные ребята» (см. приложение) Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
-Беседа «Осанка-красивая спина»
Цель познакомить детей с понятием «осанка» и ее значением в жизни человека, с нарушениями осанки, расширить знания детей о правилах поддержания правильной осанки, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета, о правильной и неправильной осанке, воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью.
Конструирование «Анатомический фартук»
Цель: представление с помощью фартука о внутренних органах и об их взаимном расположении.
Консультация для родителей «Ребенок растет"
Вторник «Правила гигиены и закаливания» - Формировать практические умения и навыки соблюдения личной гигиены. Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков. Дать детям элементарные представления о микробах. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Систематизировать у детей знания о закаливании естественными факторами (солнце, воздух, вода).
-Утренняя гимнастика (комплекс №1) - см. приложение.
-Психогимнастика «Гусеница»
Цель: Игра учит доверию.
Беседа «Личная гигиена»
Цели:Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур
Воспитывать привычку заботиться о чистоте своего тела
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»
Цель Продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;
Эксперимент «Грязные руки»
Цель с помощью увеличительных стекол, микроскопа рассмотреть, как выглядят микробы.
Рисование «Эти вредные микробы»
Цель Сформировать понятие о микробах, совершенствовать технические навыки рисования.
Дид. Игра «Что было бы, если»
Цель показать что детский организм очень умно устроен.
Под. игра «Стоп»
Цель развивать двигательную активность и умение реагировать на сигнал взрослого
Праздник чистоты и здоровья
Закаливающие мероприятия – босохождение, солнечные и воздушные ванны.
Игра-эстафета «С кочки на кочку»
Гимнастика после сна см. приложение
Цель поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Беседу «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».
Цель: расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде.
Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника»
Цель формировать ролевое взаимодействие.
Консультация для родителей «Веселые сестрички-вредные привычки»
Среда «Правильное питание и витамины» - Закрепить понятие о том, что здоровье напрямую зависит от правильного питания. Дать понятие о пользе витаминов, их значении для здоровья человека. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
-Утренняя гимнастика (комплекс №1) - см. приложение.
Психогимнастика «Шалтай-болтай»
Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.
Разыгрывание ситуации «Что вкусно и полезно»
Чтение стихотворения «Друзья витамины»
Просмотр и обсуждение мультфильма «Витамин роста»
Гимнастика для глаз
Эстафета «Овощи и фрукты»
Под. игра «Водяной»
Игра малой подвижности «Море волнуется раз»
Закаливающие мероприятия – босохождение, воздушные и солнечные ванны, обливание ног.
Цель: продолжать закаливать организм детей.
Гимнастика после сна (см. приложение)
Цель поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Игра –занятие «Где найти витамины»
Цель Сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;
Разгадывание кроссворда «Сухофрукты»
Малоподвижная игра «Старушка Маланья»
Консультация для родителей «Правильное питание – основа здоровья».
Четверг «День безопасности» Создать условия для осознанного отношения к себе и своему здоровью, развивать навыки безопасного поведения ребенка. Обобщить знания детей по теме «Безопасное поведение дома». Знакомить детей с правилами безопасности и сохранения собственного здоровья. Закрепить знания телефонов экстренных служб.
-Утренняя гимнастика (комплекс №1) - см. приложение.
- Подвижная игра «Лавочка»
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение быстро реагировать на сигналы.
Беседа: «Предметы, требующие осторожного обращения»
Цель: с помощью загадок познакомить с предметами требующими осторожного обращения
Чтение-обсуждение: «Сказка о принцессе Иголочке»
Цель: выяснить вместе с детьми где следует хранить опасные предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим.
Пальчиковая гимнастика «Лето»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Игровая ситуация: «Как вызвать полицию, пожарных и скорую помощь»
Цель: закрепить алгоритм поведения детей в трудных ситуациях, вспомнить домашний адрес и полные Ф. И. ребенка.
Игра на внимание: «Видели, видели»
Цель: Развивать внимание и быстроту мышления.
Ход: дети слушают, что им говорят и, если они с этим согласны, то говорят: «Видели, видели мы в деревне видели. Если взрослый говорит что-нибудь не правильное, дети молчат.»
Под. игра «Волк во рву.»
Цель: развивать ловкость, быстроту движений.
Ход: выбирается ребенок-«волк», все остальные «козы».По краям зала находятся дома коз, а в центре между двумя параллельными чертами-рве находиться волк. По сигналу дети бегут на противоположную сторону, свои дома, а волк их должен поймать.
Эстафета: «Ай-болит»
Комплекс закаливающих мероприятий: босохождение, солнечные и воздушные ванны, обливание ног.
Гимнастика после сна (см. приложение)
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Просмотр и обсуждение мультфильма: «Доктор Айболит»
Игра «Светофорик»
Цель: закрепить знания о цветах светофора, и основных дорожных знаках.
Папка передвижка для родителей: «Как организовать отдых на природе.»
Пятница «Спорт и здоровье» - Цель: Познакомить детей с различными видами спорта, формировать понятие о здоровом образе жизни, о соблюдении режима дня, о значении спорта для здоровья человека.
-Утренняя гимнастика (комплекс №1) - см. приложение.
Дыхательная гимнастика: Послушаем свое дыхание
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.
Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье»
Цель: Формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье видеодисплейного терминала компьютера и телевизора. Познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером и телевизором.
Загадки и пословицы о здоровье.
Лежит – не может, а что болит – не скажет.
Болезнь ищет жирную пищу.
Заболеть легко, вылечится – трудно.
Кто много лежит, у того бок болит.
Умеренность – мать здоровья.
Чистота – залог здоровья.
Детские «Олимпийские игры»
Цель: Расширять знания о спорте, познакомить с историей Олимпийского движения. Развивать физические качества: ловкость, скорость, умение выполнять спортивное движения.
Воспитывать чувство дружбы.
Упражнения для глаз «Азбука»
Цель: Тренировать мышцы глаз, умение снимать напряжение
Дыхательное упражнение «Наши буквы»
Цель: Укреплять дыхательные мышцы, работать над увеличением продолжительности выдоха.
Ролевая игра «Мы – пешеходы»
Цель: Отработать правила поведения пешеходов и пассажиров на остановках, в транспорте.
Дид. игра: «Угадай вид спорта»
Цель: расширять представления детей о видах спорта и названиях спортивного оборудования.
Под. игры «Гуси -лебеди», «Медведи и пчелы»
Гимнастика после сна (см. приложение)
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Рассматривание иллюстраций о разных видах спорта
Лепка «Спортсмены»
Дид. игра «Реклама»
ЦЕЛИ. Продолжать развивать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты. Учить детей связному рассказу по опорным карточкам-символам с выделением существенных признаков. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. Развивать творческие, артистические способности.
Физкультурное развлечение с родителями «Мама, папа я -спортивная семья»
Анализ анкет по ЗОЖ проведенных в течении недели.
Используемая литература и интернет ресурсы:
-Белая К. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей». «Мозаика-синтез», М. 2012 г.
-Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2012 г.
- https://detochki-doma.ru/poslovitsyi-o-zdorove-dlya-detey/
-.Интернетресурс (Сайт первое сентября, www. ***)
-.А. В. Иващенко «Гигиена школьника».
-https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-solnce-vozduh-i-voda-nashi-vernye-druzja.html
-https://www.youtube.com/watch?v=07vk-Epm-js мультфильм витамин роста-https://www.maam.ru/detskijsad/prazdnik-chistota-dlja-zdorovja-nam-nuzhna-starshii-doshkolnyi-vozrast.html- праздник чистоты и здоровья
-Журнал «Знать, чтобы понять, уберечь и помочь», выпуск №1 «Родительский всеобуч» - изд. ООО «Эфлакс».
-Дегтярева Т. Г. Статья «Не отдадим наших детей злу»; Газеты «Аргументы недели» №4; февраль 2013г.
-https://my-i-deti.ru/ - статья «Профилактика вредных привычек у детей».
-https://www.sportbok.narod.ru/Fit/fit81.html - статья «Вредные привычки».
-https://znamus.ru/page/privi4ki_deti
-https://sundekor.ru/referat/dlya-studenta/vrednye-privychki-doshkolnikov/
-https://www.sadik140.ru/ulib/40/vrednye-privychki-u-.html
-https://doy305perm.ru/index.php/informatsiya-dlya-roditelej/konsultatsii-dlya-roditelej/item/16-vrednye-privychki-u-doshkolnikov