Наталья Кузнецова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей с использованием песочной терапии.
«Песочные фантазии»
Воспитатель: Кузнецова Н. В
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Песочные фантазии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: коррекция и развитие психоэмоциональной сферы детей, сохранение и укрепление психофизического и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста, с использованием песочной терапии.
Задачи:
1. Формировать у детей осознание собственной ценности и умения принимать себя. Способствовать снижению психоэмоционального, психофизического напряжения, снижение агрессивности, чувства тревожности развитие коммуникативных способностей.
2. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
3. Развивать эмоционально-волевую сферу, умение эмоционально тонко чувствовать переживания персонажей и их историй, выражать свое отношение к конкретному поступку персонажа.
4. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, концентрацию и объем слухового внимания, наглядно-образное мышление, воображение, слуховое восприятие и внимание, интерес к рисованию песком.
Возраст детей: 6-7 лет
Форма работы: подгрупповая
Интеграция образовательных областей:
Социально- коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Оборудование:
Песочница, кисточки,трубочки пульверизаторы, компьютер, мультимедиа-проектор, презентация PowerPoint (слайды дом-замок, – Песочная королева, колонки, аудиозапись «Релакс»/Новая эра классики/, аудиозапись «Голоса природы»
Набор игрового материала:
миниатюрные фигурки, деревья, камни, макеты домиков, сказочные герои, животные.
Ритуал начала занятия.
Ход занятия:
I. Организационный этап
Звучит спокойная, тихая музыка. Дети входят в зал и подходят к воспитателю, встают в круг, здороваются, говоря друг другу «доброе утро».
Введение в игровую среду.
Все ребята встали в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся.
Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:
Посмотри в мои ладошки (У воспитателя на ладошках смайлики)
В них доброту, любовь найди.
Чтобы дальше нам играть,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
В. - Ребята с каким настроением вы сегодня проснулись? (Ответы детей)
В. - А сейчас у вас какое настроение? Машенька тебя что то огорчает? Милана у тебя очень красивое платье ты в нем стала немного взрослее!
ЭКРАН НАСТРОЕНИЯ (выбор эмоций)
Воспитатель: Ребята для улучшения нашего настроения предлагаю поиграть в игру на внимание. «ДЕЛАЙ КАК Я,ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ МЕНЯ»
Восп. - молодцы вы замечательно все справились.
Основная часть:
Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку.
Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная королева. И эта королева – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться.
А вы хотите попасть в песочную волшебную страну и познакомиться с ней? (Ответы детей).
Но чтобы попасть в сказочную страну, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто-то из вас знает волшебные слова из сказок? (Ответы детей).
Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:
«Песочная королева нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Сердце свое для добра распахни!»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения.
Давайте еще раз дружно повторим эти волшебные слова.
II. Практический этап
Дети, помогите мне открыть двери.
Дверца в замок отворись!
Королева появись!
Дети повторяют слова, Песочная королева (слайд).
Психолог говорит:
Ребята, посмотрите, как вам кажется, какое настроение у Королевы? (ответы детей)
Вы совершенно правы – Королева очень расстроена. Очень хочется узнать почему давайте спросим у нее.
Дети спрашивают. Королева что случилось? чем ты обеспокоена почему ты очень грусная?
Королева (слайд 2.) Здравствуйте мои дорогие дети, у меня случилось беда У меня была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами.
Но однажды злой волшебник уничтожила все в песочной стране. И стала песочная страна скучной и безжизненной.
Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь королеве вернуть красоту в ее страну? (Ответы детей).
Спасибо, что вы согласились помочь королеве. Нам в пути помогут: уверенность доброта, смелость и дружба.
А вот и песочная страна, в которой живет Песочная королева. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?. (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».
Послушайте! Он с вами здоровается. Вы все слышите?. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?.
Давайте его погладим между ладонями.
Возьмите в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Злая волшебница заточила всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы можем помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза и произнесем заклинание.
Мы злодея победим добрыми делами
И страну освободим дружно вместе с вами!
Когда дети отворачиваются, психолог прячет в песке мелкие игрушки.
Психолог предлагает детям взять кисточки,з Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках, а теперь давайте подуем в трубочки для того чтобы песочные песчинки рассыпались по сторонам песочной страны и вызволить наших друзей из темницы.
Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.
Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.
Упражнение «Песочный дождик»
Но нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни? Конечно, вода.
Нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные.
Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.
Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок :
«Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей.
И для мам и для пап.
Кап – кап! Кап – кап!»
Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злую волшебницу, которая заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили!
Упражнение «Победитель злости»
Игротерапия: снятие негативных эмоций и физической агрессии.
Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший). Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот
Это «шар - злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар.
Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника?
Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!
Упражнение «Узоры на песке»
Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру.
Вы любите рисовать?. Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Психолог рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки) Придумайте свой узор, рисунок.
Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?
Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше.
Посмотрите, что мы с вами расколдовали еще. Психолог выносит коробочки мелкими игрушками (деревья, здания, животные, человечки и др.). Дети расставляют предметы на песке.
Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!
(Загораются огоньки на песочной стране.)
В. - Вы такие молодцы, мы сегодня сделали очень хороший добрый поступок.
Королева – Большое спасибо мои маленькие друзья за то что вернули моей стране былую красоту,жизнь в моей прекрасной стране, я вам дарю ковер самолет на котором вы сможете пролететь под небесами увидеть всю красоту необъятной нашей страны.
Дети выходят на ковер, располагаются.
Психогимнастическое упражнение: «Ковер - самолёт»
(расслабление мышц лица, рук и ног, физическое и эмоционально расслабление и успокоение).
Звучит спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивают; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают горы, леса, поля, реки и озера. а сейчас мы приближаемся к солнечной знойной пустыне нас встречают песочные барханы теплого песка. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Для выдоха из длительной (более 10 мин.) глубокой релаксации и возвращения в состояние «здесь и сейчас», лежа на спине, выполнить последовательно упражнения, каждое из которых занимает около 30 сек.
Восп. : Молодцы, ребята, (индивидуальная похвала детей) вы сегодня много интересного построили в песочной стране. И, конечно же, Песочная королева и ее друзья благодарят вас за то, что вы помогли спасти страну от злого волшебника. Они дарят вам вот эти камни, которые помогают исполнять добрые желания. (Камни должны быть внешне необычными). Пусть каждый из вас возьмет его в руки и тихонечко, шепотом, загадает желание. И я думаю, рано или поздно оно обязательно исполнится.
Ну, а нам пришла пора прощаться с нашими чудесными песочными друзьями и возвращаться обратно в детский сад. С каким настроением вы возвращаетесь?
III.Рефлексивный этап
Вопросы к детям:
-Что больше всего понравилось?
-Запомнилось на нашем занятии?
-А зачем вы помогали жителям волшебной страны?
Воспитатель : Ребята мы сегодня с вами были в гостях у песочной королевы я уверена что у вас осталось много впечатлений от этой прекрасной стране,я предлагаю вам перенести все свои эмоции в прекрасный рисунок,а рисовать мы будем волшебным песком.
Дети садятся за столы для рисования цветным песком. (под музыкальное сопровождение) по окончанию работы рассматривание детских работ. (Похвала детей)
Теперь нам пора попрощаться, до новых приключений в волшебной стране. Давайте, возьмёмся за руки, улыбнё мся друг другу самой доброй улыбкой и скажем: «До свидания!».