Ирина Черепанова
Песочная терапия как средство развития мелкой моторики рук
Развивать мелкую моторику можно по - разному, это могут быть: пальчиковые игры и гимнастика, игры с крупой, зернобобовыми, семечками, игры с пуговицами.
Остановлюсь на более новом и более интересном для детей методе – «песочная терапия».
Публикация «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра с песком – это доступный, подсказанный самой природой путь, к развитию творческого начала каждого ребенка. Двигательную активность, эксперимент, самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики, следовательно, речи и всех познавательных функций, – всё это дает игра с песком.
Кинетический песок — материал, который позволяет создавать ребё нку удивительные поделки: замки, крепости, кулинарные шедевры и многое другое. Основной компонент материала — натуральный песок, дополнительные элементы — безопасные полимеры, которые придают песку пластичность. На первый взгляд, он напоминает влажный морской песок, но как только берешь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках.
Задачи, решаемые при работе с песком:
Развитие двигательной активности;
Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук;
Развитие тактильных ощущений при работе двумя руками, что благотворно отражается на речи ребенка.
Формирование нестандартного творческого мышления;
Закрепление умения сосредотачиваться и концентрировать внимание;
Основные характеристики материала:
силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остаётся «влажным на ощупь».
не липнет к сухим рукам, при этом песчинки крепко склеиваются между собой;
обладает высокой пластичностью: легко приобретает нужную форму
не имеет запаха;
бывает бесцветным и цветным;
не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей;
не боится воды и, в случае смачивания, после просушки сохраняет свои свойств;
не требует специальных условий хранения.
Польза кинетического песка для детей:
Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. При лепке песком каждый пальчик ребенка активно двигается в процессе деятельности. Это позволяет развивать двигательную активировать, речь, творческие способности дошкольника.
В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.
Игры с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка и приучают к концентрации внимания.
Игра с кинетическим песком способствует развитию элементарных навыков общения.
Игры с песком способствуют развитию творческого воображения.
Используемые игрушки:
фигурки людей, животных, птиц, насекомых, и т. д.
мелкие игрушки из киндер - сюрпризов;
камешки, дощечки, шишки, ракушки, желуди – любой природный материал;
разнообразные формочки;
игрушечная посуда;
инструменты: ножи, стеки, деревянные палочки, пластмассовые трубочки и т. п.
Игры с кинетическим песком
Игра «Знакомство с материалом»
В самом начале обычно дети просто мнут песок, оставляют отпечатки ладошек, пропускают сквозь пальцы, поэтому необходимо поговорить с детьми о свойствах кинетического песка: какой он и чем отличается от обычного.
Игра «Поиск сокровищ»
Игра на внимательность и воображение. Заранее закопать в песок «сокровища» : цветные бусины, яркие пуговицы, мелкие игрушки. Пусть ребёнок их ищет. Сделать игру более образовательной помогут маленькие пластиковые буквы и цифры: ребёнок будет не только их находить, но и называть.
Игра «Лабиринты из песка»
Пластичность кинетического песка позволяет быстро создавать самые разные лабиринты. Причём ребёнку будет интересно не только ходить по ним пальчиками, но и создавать самостоятельно, а заодно развивать логическое мышление.
Игра «Песочные города»
Помимо зданий, дорог и ограждений такой город можно заселить людьми, животными и таким образом получить прекрасную игру, где необходимо передвигать жителей, машины, животных и т. д.
Игра «Фигуры»
Лепим различные фигуры и называем их. Можно сделать карточки с заданиями на выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности (например, по цвету, или форме).
Развитие мелкой моторики способствует развитию двигательной активности, речевому и умственному развитию. Не зря же В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка – находится на кончиках его пальцев». Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать двигательную активность и мелкую моторику!
Спасибо за внимание!