Ружена Григорьева
Проект «Песочная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная фантазия
Управление образования администрации городского округа Коломна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №25 «Матрёшка
Тема проекта :
«Песочная фантазия»
Выполнила воспитатель
Григорьева Р. Ю.
Паспорт:
1. Тип проекта : познавательно - исследовательский
2. По количеству участников: групповой
3. По времени проведения: краткосрочный (июль-август)
Публикация «Проект „Песочная фантазия“» размещена в разделах
4. Участники проекта : воспитанники ДОУ от 4-5 лет, педагоги группы, родители.
Актуальность проекта :
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Цель проекта :
Создать условия для организации развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС ДО для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, может менять цвет от воды.); обучать приемам работы с сыпучем материалом, уточнение и активизация словаря, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, формирование связной речи.
- познакомить детей и родителей с тематикой и действиями с песком в специально организованных условиях; познакомить со способом изготовления рисунка из песка;
Развивающие:
-развивать познавательные способности, творческое мышление;
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
-развивать фантазию, творчество, воображение;
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность в обращении с песком, эстетические взгляды, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
-способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка.
-способствовать установлению тесных контактов, доброжелательных отношений между детьми и педагогами детского сада
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная, двигательная, игровая.
Формы организации:
групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Проблема:
1. Всё ли мы знаем о песке?
2. Для чего нам нужно изучать свойства песка?
3. Из чего состоит песок?
4. Какого цвета песок?
5. Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
6. Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?
7. Может ли песок двигаться?
8. Где и как люди могут использовать песок?
9. Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Причины:
1. Недостаточно знаний о песке, как природном материале.
2. Недостаточное обогащение предметно-развивающей среды.
Ожидаемый результат:
• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
• формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
• развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• появление желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
• активизация словарного запаса;
• расширение знаний детей о свойствах песка и их роли в окружающем мире;
• накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой;
• сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
• получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Условия реализации.
• организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Основные средства:
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
с учётом требований ФГОС ДО.
Все вышеперечисленные средства были включены в целостный педагогический процесс.
Предварительная работа:Игры на прогулке с песком, камешками, водой. Рассматривание фотографий с видами построек из песка. Рассматривание песка через лупу; игры "Чудесный мешочек" (с камешками, "Что в этой баночке?" (определение по звуку содержимого жестяной баночки, "Построй такой же узор"; рисование на песке палочками, пальчиком; выкладывание на песке изображения с помощью камешков и палочек, ракушек. Беседа "Для чего нужен песок?" Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук) : конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в "песочнице"). Игры-эксперименты по ознакомлению со свойствами песка. Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека
Методы и приё мы:
• беседа;
• наблюдение;
• создание проблемной ситуации;
• исследовательский;
• экспериментально-опытный;
• объяснительно-иллюстративный;
• моделирование (схемы свойств песка);
• игровой;
• совместная деятельность с детьми.
Оборудование:
• контейнеры с песком
• игрушки, мелкие предметы
• стаканчики
• подносы
• иллюстрации
• контейнеры с цветным песком
• формочки
• камешки, ракушки
Продукты проекта :
• Игра-эксперимент "Путешествие в песочную страну"
• Оформление альбомов: "Песочная фантазия"
Этапы проекта.
Подготовительный этап
№ Форма проведения
1 Анализ литературных источников на данную тему:
Е. В. Марудова "Ознакомление дошкольников с
окружающим миром". Экспериментирование.
2 Консультации для родителей:
"Игры с песком в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"
"Игры с песком и водой в домашних условиях"
3
Основной этап.
№ Форма проведения
1 1. Знакомство с песком.
2. Опыт №1 (свойства песка)
3. Чтение стихов про песок, загадывание загадок.
4. Упражнение "Узоры на песке", "Сюрприз"
2 1. Упражнение «Отпечатки»
2. Игра "Песочные строители"
3. Опыт№2 (свойства сухого и сырого песка, "Делаем
дорожки и узоры из песка"
4. Опыт№3 (песок - это фильтр)
3 1. Игра "Раскопки"
2. Игра "Волшебное сито"
3. Опыт №4"Цветной песок"
4 1. Опыт №5 (закрепить представления о свойствах песка)
2. Создание песочного города
3. Рисование на песке
4. Опыт №6 (песок - рыхлый)
5
1. Игровое упражнение "Необыкновенные следы"
2. Рисование палочками, пальчиком на песке
3. Конкурс «Фантазии на песке»
Заключительный этап
№ Форма проведения
Оформление альбома с фотографиями