Марина Волкова
Перспективный план по чтению художественной литературы в средней группе (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Февраль
1
неделя
«Неделя
добрых дел»
«Чтение рассказа
Е. Чарушина
«Почему Тюпа ловит птиц»».
Т. Бондаренко
Стр. 248
Хрестоматия.
Воспитывать эмоциональное восприятие художественного
произведения. Учить оценивать поступки героев, ставить себя на их место.
Игрушка – котенок. Чтение, беседа по содержанию,
рассматривание игрушки-котенка,
игровой прием – Тюпа принес детям книжку с рассказами о себе.
Чтение : И. Мезнин «Простое слово», Е. Благинина «С добрым утром», С.
Публикация «Перспективный план по чтению художественной литературы в средней группе (продолжение)» размещена в разделах
Я. Маршак «Как себя вести», «Друзья -товарищи», Г. Остер «Вредные советы», В. Осеева «Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», ненецкая сказка «Айога», «Три сына», Е. Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал».
Развлечение «Путешествие в страну доброты».
2
неделя
«Труд взрослых»
«Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Хрестоматия, интернет – источники. Учить понимать содержание стихотворений, помогать в осмыслении значений образных выражений.
Воспитывать уважения к труду.
Словарная работа: сдоба, стружка, плуг, безделье, лодырь.
Картинки с изображением профессий: пекарь, столяр, маляр, стекольщик, шофер, рабочий, кондитер, доктор, тракторист, рыбак. Беседа на тему: «Какие ты знаешь профессии?».
Чтение стихотворения,
вопросы по содержанию,
физкультминутка, повторное чтение, итог занятия. Чтение : П. Винокуров «Самолет летит», Э. Шим «На все руки, на все колеса», Дж. Родари «Моряк», С. Маршак «Почта», «Откуда стол пришел».
С/ р игры: «Больница», «Парикмахерская».
Чтение пословиц о труде.
Рассказать детям, кем работают родители и что они делают на работе.
3
Неделя
«День защитника Отечества»
«Чтение :
А. Барто «На заставе»».
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи для дошкольников 4-6 лет».
Стр. 111
Дать представление об армии. Вызвать желание быть похожими на смелых и сильных воинов.
Закреплять умение слушать стихотворение, отвечать на вопросы.
Иллюстрации об армии. Чтение, беседа по содержанию,
рассматривание иллюстраций,
повторение отдельных строк стихотворения.
Рассматривание книг об армии.
Чтение рассказов и стихов об армии, подвигах воинов.
Выставка детского творчества «Подарки для пап».
4
неделя
«Народные праздники и традиции»
«Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
О. С. Ушакова
«Знакомим дошкольников с
литературой».
Стр. 91
Развивать умение замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).
При помощи специальных упражнений способствовать усвоению образного
языка сказки.
Словарная работа: мочи нет, одному
козленочку все
было ведомо, откуда не возьмись.
Книга со сказкой «Сестрица Аленущка и братец Иванушка» с красочными иллюстрациями. Обращение к детям, чтение сказки, беседа по содержанию, ответы детей. Пересказ сказки: начало – воспитатель, конец – дети, итог занятия. Дидактическая игра «Чудесный мешочек. Рассматривание иллюстрации с русской печкой.
Подвижные игры: «Бояре, а мы к вам пришли», «Ручеек». Нарисовать русскую печь, речку и яблоньку.
Март
1
неделя
«Международ
ный женский день»
«Чтение :
Е. Благинина «Посидим в тишине»».
Хрестоматия, интернет – источники. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передовая интонацией задушевность, нежное отношение и любовь к маме.
Воспитывать доброе отношение к маме, бабушке.
Воспитывать
желание помогать маме, бабушке.
Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа.
Воспитывать любовь к близким людям.
Книга. Картинки, иллюстрации. Чтение, беседа по содержанию, повторное чтение,
рассматривание иллюстраций,
чтение отрывков детьми. Чтение : Е. Благинина «Посидим в тишине», И. Мазнин «Простое слово», В. Берестов «Праздник мам», С. Прокофьев «Сказки про маму».
Слушание: колыбельная «Баю-бай» (муз. М. Красева, сл. М. Чарной, «Мама», муз П. Чайковского.
Заучивание: «Подснежник» С. Вангели,
«Бабушкин садик» С. Георгиев. «Мамины руки» М. Родина. «Я не плачу» Г. Ладонщикова.
Праздник «Моя мама лучше всех».
2
неделя
«Народная культура»
«Чтение мордовской народной сказки «Девушка – береза».
Хрестоматия к программе «Мы в Мордовии живем».
Стр. 32
Воспитывать эмоциональное восприятие, содержание сказки. Учить эмоционально оценивать характер и поступки героев, приобщать к мордовской национальной культуре. Воспитывать уважение к национальной культуре.
Словарная работа:
лукошко, шерстобитчики, меж собой.
Иллюстрации леса, поляны, обрыва. Использование художественного слова, беседа по содержанию, ответы детей, итог занятия. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Мордовская подвижная игра «На горке».
Рассматривание мордовской вышивки (эрьзянской и мокшанской). Консультация «Значение мордовской культуры на знание дошкольников»
3-я неделя
«Театральная неделя»
«Рассказывание
русской народной
сказки с элементами театрализации «Лисичка со
скалочкой»»».
Т. М.
Бондаренко
Стр. 52
О. С. Ушакова Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников
с литературой».
Стр. 55
Познакомить с жанром – сказки.
Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания
сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки
героев, подвести к пониманию жанровых
особенностей сказки.
Иллюстрации к сказке,
игрушка лиса. Беседа о лесе и его жителях, вопросы:
«Кто в лесу самый красивый? Самый трусливый» и т. д., рассказывание и обсуждение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке,
обыгрывание сказки. Чтение : русская народная сказка
«Заюшкина избушка»,
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Драматизация сказки «Теремок» и «колобок».
Беседа «Как нужно себя вести в театре?».
С/р. игра «Собираемся в театр». Памятка «Как нужно вести себя в театре».
4
неделя
«Книжкина
неделя»
«Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»»
О. С.
Ушакова
«Знакомим дошкольников с литературой».
Стр. 94
Учить пересказывать текст самостоятельно, передвать интонацией свое
отношение к содержанию. Развивать речь, мышление, память. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Словарная работа: армячишка, птенчик.
Хрестоматия, бумага, цветные карандаши. Отгадывание загадок, художественное слово, беседа по содержанию Ответы
детей.
Пересказ индивидуально (по частям) и коллективно. Придумывание
загадок детьми.
Итог занятия. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Дидактическая игра «Собери
сказку».
С/р. Игра «Вылечим книги». Рекомендовать родителям вместе с детьми
посетить зоопарк, покормить там животных.
5
неделя
«Повторение и закрепление ранее пройденных тем».
Пересказ мордовской народной сказки «Девушка и береза»
Хрестоматия к программе «Мы в Мордовии живем».
Учить пересказывать грамотно текст, учить оценивать характер и поступки героев, приобщаться к мордовской народной культуре.
Словарная работа: лукошко, шерстобитчики. Иллюстрации леса, поляны и обрыва. Чтение, беседа по содержанию, объяснение слов, рассматривание иллюстраций к сказке, пересказ детьми сказки, анализ сказки.
Подвижная игра «Солнышко и дождик», дидактическая игра «Угадай, кто сказал?».
Пересказ знакомых русских и мордовских народных сказок. Консультация для родителей:
«Значение мордовской культуры на знание дошкольников»
Апрель
1
неделя
«Весна»
«Чтение.
Г. Ладонщикова «Весна»».
О. С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников
с литературой» Стр. 73 Вызвать чувство восхищения красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления.
Учить эмоционально,воспринимать образное содержание художественных текстов.
Репродукция картины И. Левитана «Март», фонозапись инструментальной музыки, иллюстрации на тему: «Начало весны».
Беседа «Начало весны», беседа по картине, чтение стихотворения, беседа по содержанию,
рассматривание картины «Март», иллюстраций о весне, игровое упражнение «Какое небо весной?» (зимой, «Скажи по-другому», придумывание сказки о борьбе весны с зимой.
Беседа о весне.
Рассматривание иллюстраций о весне.
Чтение : М. Пришвин «Весна в лесу», «Какого цвета весна», В. Бианки «Три весны», И. Токмакова «Весна», И. Тютчев «Зима недаром злится», К. Мориц «Ручеек», А. Плещеев «Уж тает снег».
Поход в весенний лес.
2
неделя
«Неделя космоса»
«Заучивание стихотворения В. Степанова
«Космонавт»».
Хрестоматия,
Интернет – источники.
Выучить стихотворения при помощи мнемотаблиц. Вызвать у детей интерес к космосу, уточнить и расширить представления о нем и о профессии космонавта. Развивать память. Расширять активный словарь детей по лексической теме.
Иллюстрация с изображением космоса. Картина с изображением космонавта, мнемотаблицы. Вопросы – ответы, загадывание загадок, сюрпризный момент «иллюстрация и картина с мнемотаблицами, физкультминутка, чтение стихотворения, разбор текса в стихотворении, повторное чтение вместе с детьми при помощи мнемотаблиц. Игры «Ветер», «Воздух».
Разучивание
физкультминутки «Ветер дует нам в лицо…»
С/р. игра «Мы летим на луну».
Рисование ракеты цветными карандашами.
Соорудить вместе с детьми ветродувы или вертушки для игр с ветром.
3
неделя
«Зеленая планета»
«Рассказывание сказки «У солнышка в гостях»».
Хрестоматия, интернет – источники. Помочь детям понять смысл сказки, уметь отвечать на вопросы, вызвать интерес к прочитанному. Иллюстрации к сказке. Рассказывание, беседа по содержанию,
рассматривание иллюстраций к сказке, игра.
Чтение : фольклор «Где ночует солнце», «Ой во зеленом бору», «Солнышко-колоколнышко».
Рассматривание иллюстраций к книгам о природе.
Загадки и пословицы о природе, планете Земля».
Нарисовать рисунки на экологическую тему «Земля - наш общий дом!»
4
Неделя
«Мир профессий»
«Рассказ
Н. Носова «Живая шляпа»».
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой».
2016 г.
Стр. 94
Учить понимать юмор, придумывать продолжение и окончание рассказа, закреплять знания об особенностях рассказа. Лист бумаги, разделённый на три части. Беседа на тему: «Чем отличается рассказ от сказки?».
Чтение рассказа,
беседа о прочитанном,
физкультминутка,
рисование героя рассказа, д/и «Закончи рассказ. Загадки
В. Шипуновой на тему: «Наш луг».
Рассматривание иллюстраций работ, выполненных руками человека: вышивка, вязание, выжигание, резьба по дереву и т. д. Интересный случай из жизни родителей.
Май
1
неделя
«День Победы»
«Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель»».
Хрестоматия, интернет – источники. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста.
Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы.
Воспитывать уважение к ветеранам войны.
Иллюстрации, фотографии
«День Победы».
Беседа, чтение, беседа по содержанию,
рассматривание иллюстраций о войне, о дне Победы,
разбор ситуаций по стихотворению. Чтение : С. Я. Маршак «Пограничник», Е. Благинина «Праздничный салют», «Шинель» Г. Цыферов «Самолетик».
Чтение закличек, потешек «Дождик, дождик, пуще…», «Радуга – дуга», «Солнышко – ведрышко…», «Ласточка», «Иди, весна, иди, красна».
Рассматривание: фотографий памятников защитникам ВОВ в Мордовии, иллюстраций «День Победы»
Создание книжки-малышки «Праздник Победы».
Тематический день «День Победы»
Конкурс чтецов «Дню Победы посвящается».
2
неделя
«Весна красна»
«Заучивание стихотворения «Весна» Г. Ладонщикова»».
О. С. Ушакова
«Знакомим дошкольников с литературой»
Стр. 78 Учить детей выразительному чтению стихотворения наизусть. Развивать память. Воспитывать любовь к русской природе.
Словарная работа: «тает баба снеговая и ручьями слезы льет», проталина. Иллюстрации с изображением разных периодов весны, листы цветной и белой бумаги. Наблюдение за природой, обсуждение, комментирование. Рассматривание иллюстраций с разными периодами весны.
Ответы детей. Выразительное чтение стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения. Выразительное чтение стихотворения детьми.
На прогулке вместе с детьми наблюдать за прогулкой вокруг. Отметить ее признаки. Рекомендовать родителям на прогулке с детьми рассказывать об особенностях природы весной.
3
неделя
«Неделя безопасности»
«Рассказывание сказки
«Собака, которая не умела лаять»».
Т. М. Бондаренко
Стр. 284 Хрестоматия.
Учить детей придумывать конец
сказки, рассказывать сказку.
Формировать у детей представления об опасных предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.
Разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.
Учить заботиться о своей безопасности.
Иллюстрации к сказкам. Беседа, рассказывание,
рассматривание иллюстраций к сказкам, связанных с опасными ситуациями,
проблемные ситуации. Итог занятия. Чтение и заучивание :
Я. Пишунов «Машины», М. Пляцковский «Светофор» С. Маршак «Пожар»
С. Михалков «Моя улица», В. Лебедев- Кумач «Про умных зверюшек», О. Таратунин «Для чего светофор?»
Создание рисованных книжек «Наш друг – светофор»
Загадки о транспорте
Чтение : Н. Носов «Метро», «Ступеньки», С. Михалков «Светофор», «Моя улица», «Мы идём через дорогу».
Создание рисованны
х книжек «Наш друг светофор».
4
неделя
«Скоро лето!» «Чтение заклички «Лето, приди, приди!»».
Хрестоматия к программе «мы в Мордовии живем».
Стр. 30
Учить детей отгадывать загадки. Формировать представление о жанре. Познакомить с новой закличкой.
Развивать память, слух, речь. Воспитывать любовь к художественному слову.
Словарная работа: рожь.
Иллюстрации лета. Отгадывание загадок, использование художественного слова, беседа по содержанию,
повторное чтение, заучивание заклички вместе с детьми, итог занятия. Дилактическая игра «Кто громче».
Подвижная игра «Лягушки».
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Заучивание стихотворения С. Маршак «Август».
Чтение рассказа М. Пришвин «Золотой луг». Консультация «Влияние художественного слова на
воспитатние дошкольников».