МААМ-картинки

Пересказ как средство развития речи детей дошкольного возраста (4 фото)

Светлана Устинова
Пересказ как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.

Публикация «Пересказ как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Распространённое явление, которое связано с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер изменил нашу повседневную жизнь. Всю нужную для себя информацию дети находят в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна и малословна. Резко снизился интерес к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности. Пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, а также сочинение сюжетных рассказов по картине.

Остановимся подробно на пересказе.

Различаются несколько видов пересказа.

*Подробный пересказ.

*Коллективный с обсуждением вариантов фраз.

*Выборочный - пересказ фрагментов.

*По цепочке.

*С элементами драматизации.

*С изменением повествующего лица.

*Отсроченный пересказ.

Почему мы выбрали пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчёркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике. Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям даётся уже готовый текст.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, середине и конце учебного года. Анализ составленных пересказов основывается на показателях развития связной речи.

Пересказ как средство развития речи детей дошкольного возраста

Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связной речи и служит дифференцированному подходу в обучении детей навыкам пересказа.

Исходя из результатов обследования, определяются задачи по обучению детей пересказу.

В основу был положен единый алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы.

При этом используются эффективные методические приёмы по обучению детей пересказу.

Большое внимание уделяется выбору произведений для пересказа. Это произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкого, Е. Чарушина и других авторов. При этом важно учитывать объём произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание. На начальном этапе используются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

- высокая художественная ценность произведения;

- идейная направленность;

- четкость и последовательность развертывания действия;

- объём пересказа;

- словарно-грамматическая наполняемость текста.

Работая с детьми при обучении пересказу нужно использовать наглядность, яркость изображений основного текста (в младшем возрасте, составлять план пересказа, используя зарисовки, схемы последовательного изображения текста на бумаге в виде символов (в старшем возрасте). Не нужно опасаться, что использование символико – моделирующих средств делает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребенком разных структур языка.

Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков при формировании связной речи у детей эффективным коррекционным средством при обучении пересказу детей служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает сказки четкими, связными и последовательными.

Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки. Пересказ рассказа "Стожок" (по Ю. Ковалю)

Фото №1 Развитие ребенка Фото №2 Материалы для педагогов Развитие речи детей одна из основных задач познавательно речевого Фото №3 Речевое развитие детей развития детей дошкольного возраста

Использование опорных таблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно-печатные игры, кукольный и настольный театры, драматизации изучаемых сказок. Все это помогает детям развивать связную речь.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пересказ как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 мая 2023 в 23:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пересказ как средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Устинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД