Светлана Устинова
Пересказ как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.
Публикация «Пересказ как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Распространённое явление, которое связано с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер изменил нашу повседневную жизнь. Всю нужную для себя информацию дети находят в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна и малословна. Резко снизился интерес к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности. Пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, а также сочинение сюжетных рассказов по картине.
Остановимся подробно на пересказе.
Различаются несколько видов пересказа.
*Подробный пересказ.
*Коллективный с обсуждением вариантов фраз.
*Выборочный - пересказ фрагментов.
*По цепочке.
*С элементами драматизации.
*С изменением повествующего лица.
*Отсроченный пересказ.
Почему мы выбрали пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчёркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике. Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям даётся уже готовый текст.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, середине и конце учебного года. Анализ составленных пересказов основывается на показателях развития связной речи.
Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связной речи и служит дифференцированному подходу в обучении детей навыкам пересказа.
Исходя из результатов обследования, определяются задачи по обучению детей пересказу.
В основу был положен единый алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы.
При этом используются эффективные методические приёмы по обучению детей пересказу.
Большое внимание уделяется выбору произведений для пересказа. Это произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкого, Е. Чарушина и других авторов. При этом важно учитывать объём произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание. На начальном этапе используются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.
При подборе текстов учитываются следующие требования:
- высокая художественная ценность произведения;
- идейная направленность;
- четкость и последовательность развертывания действия;
- объём пересказа;
- словарно-грамматическая наполняемость текста.
Работая с детьми при обучении пересказу нужно использовать наглядность, яркость изображений основного текста (в младшем возрасте, составлять план пересказа, используя зарисовки, схемы последовательного изображения текста на бумаге в виде символов (в старшем возрасте). Не нужно опасаться, что использование символико – моделирующих средств делает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребенком разных структур языка.
Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков при формировании связной речи у детей эффективным коррекционным средством при обучении пересказу детей служат приёмы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает сказки четкими, связными и последовательными.
Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки. Пересказ рассказа "Стожок" (по Ю. Ковалю)
Использование опорных таблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно-печатные игры, кукольный и настольный театры, драматизации изучаемых сказок. Все это помогает детям развивать связную речь.