Анастасия Хамадеева
Конспект ОД «Перелётные птицы» в старшей группе
Тема: «Осень. Перелетные птицы»
Участники: дети старшей группы, воспитатель.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная.
Цели:
-Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах,
-Познакомить с перелетными птицами : аистом, кукушкой, соловьем, ласточкой, с их внешним видом, голосами.
Публикация «Конспект ОД „Перелётные птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
-Упражнять детей в составлении предложений.
-Активизация словаря по теме.
-Развитие внимания, мышления, памяти.
-Развитие мелкой моторики рук.
-Воспитание у детей доброго отношения ко всему живому в природе.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения, музыкального произведения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками при познавательной деятельности, разгадывает загадки, участвует в пальчиковой и подвижной игре, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование синички методом пластилинографии).
Материал и оборудование:
-Музыкальное сопровождение Бетховен «К Элизе», фонограмма голоса синицы, презентация «Перелетные птицы», ноутбук, экран телевизора, мольберты для анализа готовых работ, заготовки для рисования, пластилин.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о перелетных и зимующих птицах, отгадывание загадок.
- Рисование птиц, аппликация.
-Наблюдение за улетающими птицами.
Содержание организованной деятельности детей:
Воспитатель: читает стихотворение А. Н. Плещеева «Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Ребята, скажите пожалуйста, о каком времени года поэт написал такое красивое стихотворение? (ответы детей) Что еще вы можете сказать об осени? (ответы детей)
Воспитатель: А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (листопад) Правильно, ребята. Сейчас я предлагаю вам превратиться в осенние листочки и полететь в осенний лес. Закружились, полетели! (под музыкальное сопровождение Бетховена «К Элизе» забегаем на ковер)
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Мы с вами оказались в осеннем лесу. Какая красота вокруг! Ребята, я предлагаю вам придумать красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете? (ответы детей)
Звучит фонограмма голоса синицы
Воспитатель: Ой, кто это? (ищу, откуда идет звук, нахожу птичку)
- Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела синичка. Она говорит, что потеряла своих друзей, с которыми она провела веселые, теплые летние деньки, летала с ними по лесу. Ей стало очень грустно, что птичек в лесу осталось мало. Ребята, а куда же делись птицы? (дети отвечают) А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (ответы детей) Назовите перелетных птиц, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях? (ответы детей) Молодцы ребята! А теперь я предлагаю вам и нашей гостье пройти к столам. Сегодня я хотела познакомить вас с новыми перелетными птицами и показать их вам. Усаживайтесь поудобнее, и будьте внимательны. Я загадаю вам загадку.
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей) (на экране появляется слайд с соловьем)
-Соловей немного меньше воробья. Обитает в светлых лесах, садах и парках, обычно по сырым местам. Питается насекомыми.
- А теперь послушайте, как поет соловей. (аудиозапись)
2. Эта птица никогда,
Для птенцов не вьет гнезда? (кукушка) (на экране появляется слайд с кукушкой)
- Послушайте, как кричит кукушка. (аудиозапись) Кукушка- небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка в отличие от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужие гнезда, поэтому другие птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
3. – Отгадайте следующую загадку:
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (ласточка)
- Послушайте, как поет ласточка. (аудиозапись)Ласточка- мелкая птица. Живут стаями на скалах, по берегам рек, в городах. Вьют гнезда под крышами домов. Часто стайки этих птиц можно увидеть сидящими на проводах. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.
4. Послушайте следующую загадку:
Это старый наш знакомый :
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (аист)
- Послушайте голос аиста. (аудиозапись)
-Эти птицы тоже являются перелетными. Аист крупная птица с большим крупным клювом и длинными ногами. Окраска у аиста бело - черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, возле человеческого жилья.
-Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос, почему же птицы улетают в теплые края?
(ответы детей)
-А как же они находят дорогу на юг? (не знаем) Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, «нагуливают жирок»- потому что в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например журавли, выстраиваются в полете «клином», в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. (показываю на слайдах)
-Молодцы, ребята. Хорошо занимались. А теперь, давайте немножко отдохнем. Выходите на ковер и становитесь в круг. (физкульт. минутка «Птицы»)
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка,
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка, черненькое перышко.
Эта зяблик, эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а это – злой орлан,
Птички, птички по домам!
- А сейчас, давайте поиграем! Я буду называть птиц, если вы услышите название перелетной птицы – машете руками, если я назову зимующую птицу, то будете приседать. (играем)
- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам сесть за эт приготовленные столы и приготовить подарки для нашей гостьи, чтобы она больше не грустила. Мы нарисуем таких же синичек как она сама. А рисовать мы будем не красками и карандашами, а пластилином. (на заранее приготовленных заготовках из картона с рамочками методом «вымазывания» украшаем птичку по готовому образцу воспитателя.)
Анализ занятия: (выходим на ковер, кто закончил свою работу, выкладываем ее на мольберт, становимся в круг)
- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? О каких перелетных птицах мы узнали? Что интересного мы узнали о кукушке? Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам (ответы детей)
- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, не перебивали друг друга. Молодцы! Ребята, синичка сказала мне, что она прилетела с гостинцами для вас. И она очень надеется встретиться с нами зимой,
когда мы с вами придем к нашим кормушкам и не дадим им умереть от голода.