Соня Псардиева
Педагогическое мастерство как фактор повышения качества образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Качество образования – это главный показатель престижности образовательного учреждения любого уровня. Под качеством образования (если оценивать весьма упрощённо) понимается определённый уровень освоения дошкольниками образовательной программы, уровень физического, психического, нравственного развития, которого дети достигают в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями.
Публикация «Педагогическое мастерство как фактор повышения качества образования в ДОУ» размещена в разделах
Проблема повышения качества образования остается основной проблемой современной педагогики. Для решения этой проблемы необходимо создать условия, которые будут способствовать внедрению в образовательный процесс инноваций и мотивировать воспитателя к профессиональному росту.
Ни в одной из профессий характер человека, его убеждения, личностные качества, мировоззрение не имеют такого важного значения, как в профессии педагога. Ведь вместе с передачей детям знаний, умений и навыков воспитатель формирует у них зародыши мировоззрения, отношение к окружающему миру, воспитывает высоконравственные качества личности, чувство долга и ответственности, эстетические вкусы и поведение в соответствии с требованиями современности.
Воспитатель дошкольного учреждения играет огромную роль в развитии личностных качеств ребенка, таких как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, организованность – они влияют на свойства темперамента и помогают дошкольнику сдерживать импульсивное желание. Развитие этих качеств является важным компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе. Названные личностные качества служат предпосылкой учебной деятельности. Также, с помощью воспитателя дошкольники учатся общаться со взрослыми и сверстниками. Ведь умение общаться служит основой развития коммуникации ребенка. Воспитатель помогает развитию средства общения – речи ребенка. Он учит дошкольника звуковой культуре, постоянно пополняет запас слов, способствует словотворчеству. Умея правильно общаться помогает ребенку взаимодействовать с окружающими его людьми. При этом его собственная речь должна быть на высоком уровне: быть выразительной, информационной, конструктивно-организаторской, диагностической, координирующей. Способность речи воспитателя воздейсвовать на сознание и деятельность дошкольника повышает его развитие, а значит, повышает уровень его образованности.
Также, важным условием повышения качества образования является развитие у дошкольников нравственности. И снова становлению нравственности у детей дошкольного возраста способствует взрослый, т. е. воспитатель. Он служит для них эталоном. Поэтому для повышения уровня нравственности, воспитатель сам должен соответствовать этому эталону. Он открывает дошкольнику мир социальных взаимоотношений, правил поведения в обществе. Если воспитатель будет служить образцом нравственности, правильно оценивать поступки детей, переводить знания о нормах морали в практические умения, то развитие дошкольника будет стремительно расти. Этому способствует личностно-ориентированный подход воспитателя к взаимодействию с детьми, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка; активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности; развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ведь дошкольный возраст – это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей.
Таким образом, приоритет качества образования делает остроактуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольного учреждения. Последнему принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего развития ребёнка, формирования и становления у него основ "культурного человека". А эту роль в дошкольном образовании играет воспитатель. От воспитателей зависит многое: если воспитатель плохо выполняет свои профессиональные обязанности, то и образование детей будет хромать, а если воспитатель будет добросовестно проводить воспитательно - образовательную работу с детьми по плану, программе, то образование будет идти вперед. Ведь образовательный процесс «как пирамида, как цепочка» - все ее компоненты взаимосвязаны.
В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение. В свою очередь, реализация этих ориентиров, ответственность за качество образования дошкольников несет непосредственно воспитатель. Он побуждает дошкольников к активности, раскрывает в нем задатки и способности, направляет развитие детей в нужное русло.
Современное дошкольное образование довольно быстро развивается и совершенствуется. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство — это самый высокий уровень педагогической деятельности, который проявляет себя в творчестве воспитателя, в его постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека, это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обуславливают высокую результативность педагогического процесса.
Говоря о педагогическом мастерстве, как о целостной системе, нельзя не выделить её взаимосвязанные составляющие:
- психолого-педагогическая — знание психологических особенностей детей дошкольного возраста и на основании этого создание комфортной атмосферы, владение умением педагогического общения; - методическая — умение отбирать и систематизировать знания, использовать личностно-ориентированные методы воспитания и обучения, умело отбирать формы, методы и приемы работы с детьми; - коммуникативная — развитие способности к профессиональному и межличностному взаимодействию;
- социальная — участие в общественной работе, способность быстро ориентироваться в стремительно развивающемся мире, умение устанавливать и развивать контакты и связи;
- этический — способность поддерживать принятую в данной социоструктуре манеру поведения, характер делового общения и взаимоотношений;
- самообразовательная — личностная и профессиональная потребность к самосовершенствованию, стремления к освоению новых знаний, умение работать с профессионально значимой информацией.
Педагогическое мастерство можно рассматривать как дар, как состояние, в котором отражено стремление создавать новую педагогическую реальность.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что важнейшим условием обеспечения высокого качества образования является профессионализм педагога. Это один из важнейших критериев, позволяющих решить проблему повышения качества образования.
Совершенствование педагогического мастерства влияет на формирование качества дошкольного образования.